Действующим законодательством предусмотрена квота в 5% на размещение социальной рекламы в средствах массовой информации, но никто не следит за тем, как эта норма исполняется, говорит член Общественной палаты РФ (ОП РФ) Елена Тополева. Она подчеркнула, что фактически эта квота не реализуется, и процент размещения составляет всего 1-2% от общего эфирного времени или печатных площадей СМИ. Социально ориентированные некоммерческие организации, пытающиеся разместить социальную рекламу в СМИ, сталкиваются с отсутствием информации о существующих для этого процедурах и о том, платно это или нет. Кроме того, НКО жалуются на отсутствие обратной связи от СМИ, которые не аргументируют отказ в размещении такой рекламы.
В августе по итогам встречи с членами ОП РФ Президент РФ Владимир Путин дал поручение проанализировать правоприменительную практику в сфере предоставления услуг по распространению социальной рекламы и представить предложения по повышению доступности указанных услуг для СО НКО. Поручение было дано администрации президента, Министерству связи и массовых коммуникаций РФ и ОП РФ. Ранее на заседании Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере было предложено создать экспертный совет, который займется вопросами, связанными с социальной рекламой.
В число предложений, представленных экспертами для обсуждения, вошло предложение обязать СМИ публиковать отчеты о размещении социальной рекламы и включить в критерии отбора претендентов на государственные субсидии требование о том, чтобы СМИ отражали в своих заявках информацию о размещении подобной рекламы. Кроме того, эксперты предлагают создать рейтинг СМИ по размещению социальной рекламы, обеспечить стимулирование и моральное поощрение СМИ и создать общественно-экспертный орган, который мог бы давать оценку рекламной продукции. Эксперты также предлагают внести изменения в законодательство в сфере социальной рекламы, изменить механизм ее закупок и снизить налоговую нагрузку на СМИ, размещающие и создающие социальную рекламу.
В Минкомсвязи считают, что проблем в законодательном регулировании сферы социальной рекламы нет. Трудности с ее размещением связаны с тем, что само понятие «СО НКО» слишком широко и под него подпадает большой спектр организаций, претендующих на льготы, говорит Алексей Смирнов, начальник отдела нормативно-правового регулирования в сфере СМИ и массовых коммуникаций Департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи. Он также отметил, что иногда под видом социальной рекламы на телеканалы подается коммерческая информация.
Еще одним препятствием для размещения социальной рекламы часто служит невысокое качество роликов, подчеркивает Смирнов. Он предложил создать перечень СО НКО, которые будут обращаться на телеканалы для размещения рекламы, а на самих телеканалах создать комиссии, которые занялись бы оценкой роликов по техническим и творческим характеристикам.
Некоммерческие организации не будут предоставлять телеканалам некачественную социальную рекламу в том случае, если будет обеспечен необходимый уровень прозрачности, считает член ОП РФ Елена Альшанская. На сайтах телеканалов должны быть понятные тематические разделы и четкие критерии для роликов социальной рекламы, пояснила она. Кроме того, по мнению Альшанской, телеканалам необходимо открыто публиковать информацию о том, какую социальную рекламу они уже одобрили, чтобы некоммерческим организациям было на что ориентироваться.
По итогам круглого стола прозвучало предложение создать рабочую группу на площадке ОП РФ для дальнейшей работы по обсуждению вопросов, связанных с размещением социальной рекламы.