Оценка проводилась под руководством Общественного совета при Министерстве социального развития региона в течение трех лет.
Независимая оценка качества работы учреждений соцзащиты включает исследования интернет-ресурсов, материалов СМИ, опросы населения, проведение «контрольных проверок» и высадку «гражданского десанта». Критериев оценки пять: открытость и доступность информации об организации, комфортность условий и доступность получения услуг, время ожидания в очереди, отношение и компетентность работников, количество удовлетворенных качеством обслуживания.
За три года независимую оценку получила 31 региональная организация соцзащиты, 13 из них были оценены повторно, поскольку должны были устранить выявленные первой проверкой недостатки. Их описания и сроки исправления вносились в сводный план мероприятий по улучшению качества деятельности учреждений.
«Сводный план выполняется, а значит, независимая оценка проводилась не зря. Мы видим изменения, которые происходят в учреждениях. Во-первых, их работникам важно видеть себя со стороны, то есть глазами потребителей услуг. И мы предоставляем им такую возможность, — рассказывает заместитель председателя общественного совета Юлия Афонькина. — Второй момент очень важен для населения — оно вовлекается в оценку услуг и соответственно чувствует себя заинтересованным и вовлеченным в эти процессы. То есть мы ставим себе глобальную задачу повысить социальную активность населения, чтобы люди понимали — они могут влиять на то, что происходит в государстве и регионе».
Общественный совет при Министерстве социального развития региона контролирует проведение независимой оценки. Основной его задачей является именно надзор за качеством социальных услуг. В его состав входят представители общественных организаций «Радуга», «Ветераны госсслужбы», «Дети Великой Отечественной войны», «Пенсионеры Мурмана», «Областной союз организаций правовой защиты и социальной помощи», а также преподаватели вузов и школ. Члены совета лично выезжают в учреждения, поэтому результаты независимой оценки обычно совпадают с их мнением.
«Я могу сказать, что к нам в совет за время проведения оценки не поступали жалобы на работу учреждений соцзащиты. Видимо, потому, что мы часто бываем там, работаем с персоналом и так далее. И любое наше предложение учитывается, анализируется, сразу дается оценка и исправляется все, что только можно исправить», — рассказывает председатель Общественного совета при министерстве соцразвития Мурманской области, руководитель МРОО «Пенсионеры Мурмана» Рима Куруч.
После проверки государственных учреждений общественники взялись за частников. В этом году процедуру уже прошли два индивидуальных предпринимателя и одно ООО. Они занимаются надомным обслуживанием пожилых северян на правах официальных поставщиков госууслуг, входящих в региональный реестр. Серьезных нарушений в их работе независимая оценка не выявила.
«Эти организации получат только замечания из-за отсутствия доступной информации о своей работе, которая должна размещаться на их сайтах, в СМИ, общественных местах. Это необходимо будет устранить в ближайшее время. Доступность такой информации позволит нашим людям делать правильный вывод, — сообщила первый заместитель министра социального развития Светлана Виденеева.
По результатам проведения независимой оценки совет сформировал народный рейтинг учреждений. Так получилось, что все государственные организации соцзащиты заняли примерно одинаковые позиции. Лидером по предоставлению услуг в стационарной форме стал Кандалакшский дом-интернат для престарелых и инвалидов, а среди поставщиков услуг в полустационарной форме и на дому — Апатитский комплексный центр социальной защиты.