Встречу модерировал глава Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.
Конспект с ответами Сергея Кириенко на отдельные вопросы записало Агентство социальной информации.
О налоговых послаблениях для НКО
Согласно поручению Президента России, налоговая система не будет меняться до 2018 года, а с 2018-го принимаются предложения, как ее менять. Боюсь, что, если мы предоставим НКО льготы, к примеру по оплате труда сотрудников, то найдутся коммерческие организации, которые будут мимикрировать под НКО, и это дискредитирует некоммерческий сектор. Если дать льготы на недвижимость, то на НКО начнут регистрировать особняки. Этого допустить нельзя. Можно попытаться продумать механизм компенсации или другие послабления и уже с готовыми предложениями выходить к моменту обсуждения налоговой реформы. Уверен, что можно применить льготы, которыми пользуется сейчас аграрный бизнес, малый бизнес. Обдумать предоставление имущественных льгот, но только если будут описаны четкие требования к этому имуществу.
Можно сделать открытым доступ к данным по аренде. Есть пилотные электронные системы в регионах, которыми пользуется бизнес, — желающие открыть столовую или химчистку видят, какие территории и помещения для этого доступны. Можно сделать такой доступ привилегией исполнителей общественно полезных услуг — тогда будет понятнее, зачем нужен статус ИОПУ.
Мы можем устроить для вас совещания с соответствующими ведомствами — Росимуществом, налоговой службой — хоть завтра в администрации президента, но ваши предложения должны быть проработанными. Главное, чтобы не получилось беспредметного разговора, когда вы жалуетесь на трудности, вам отвечают о важности поддержки НКО, и на этом вы расходитесь.
О сокращении бюджета на президентские гранты для НКО в 2018 году
Сумму денег на президентские гранты в следующем году мы будем рассчитывать исходя из результатов этого года. Вот 24 ноября будут официально объявлены итоги второго конкурса, и станет понятно, сколько денег нам реально потребовалось. Сейчас планируется выделить на 2018-й 4,5 млрд рублей, но поправить сумму мы всегда успеем.
О конкурсах на софинансирование региональных и местных программ НКО в субъектах федерации
О софинансировании региональных программ [через систему предоставления грантов] мы не думали, давайте подумаем вместе. В Минэкономразвития такая программа была до 2016 года, руководил ею как раз Илья Чукалин, теперь возглавляющий Фонд президентских грантов. Эту программу закрыли, решив поменять логику финансирования — давать средства не на программы, а на проекты, которые, помимо президента, кто-то еще должен быть готов поддержать. (Если проект не готов больше поддерживать никто, значит, что-то не то с этим проектом.) Но, возможно, имеет смысл поощрять другим способом маленькие локальные проекты, которые нет смысла тащить на федеральный конкурс.
После окончания второго конкурса мы договорились собраться с экспертами и обсудить, что можно поменять и улучшить на следующий год. Мне кажется вполне реалистичной идея создать внутри конкурса отдельную номинацию для локальных инициатив.
О дальнейшей тиражируемости успешных проектов НКО
Для оператора конкурсов президентских грантов выделен отдельный бюджет на дальнейшую работу с успешными грантовыми проектами — на то, чтобы их собрать, посмотреть, как будут реализовываться, и проводить по территории округов программы обучения других НКО на примерах лучших практик.
О студенческих организациях
Росмолодежь запускает проект по поддержке неформальных студенческих организаций, направленный на то, чтобы финансирование получали не только официальные студкомы, но еще и объединения по интересам: велосипедисты, шахматисты, театральные труппы.
О решении проблем через Общественную палату РФ и палаты регионов
Нужно посмотреть, нет ли для этого правовых ограничений, но почему бы не приравнять статус запроса общественной палаты к статусу депутатского запроса? Давайте попробуем. Основной критерий оценки палаты — представляет ли она общественное мнение или лоббирует отдельные интересы. Если представляет, значит, к ней нужно прислушиваться.
О взаимодействии НКО и СМИ
Проблема [взаимопонимания между некоммерческими организациями и массмедиа] существует, и не только в гражданском секторе. Чиновники тоже любят просить СМИ разместить отчет о том, как они провели десять совещаний. Я говорю: это никому не интересно. Интересны реальные человеческие истории. Некоммерческие организации, не умеющие подавать информацию о себе, надо этому учить. Как надо учить и журналистов, работающих с социальными темами. Есть ли потребность в этом у редакций? Наверное, есть. Руководители СМИ рассказывают мне, как на каждой планерке стучат кулаком по столу и спрашивают, где интересные социальные материалы, а им отвечают — «нету». Мне кажется, в этом процессе между НКО и СМИ не хватает какого-то «переводчика».
Но, коллеги, мне кажется, что, если вся коммуникация [гражданского сектора и журналистов] будет идти через администрацию президента, значит, что-то здесь не то. Создать стимулы для средств массовой информации писать на такие темы? Наверное, можно. Прозвучала хорошая идея переводить муниципальную и региональную прессу из государственной в общественную, чтобы избавить ее от неформальных ограничений на публикации, но, мне кажется, хорошая тема может заинтересовать и государственное, и муниципальное, и частное, и общественное СМИ в равной степени. Давайте с этим работать. Готовы помогать, но быть посредником в этой коммуникации нам, наверное, не следует.