«В данный момент 60-70% студентов и учатся, и работают. И есть отдача. Эту реальность надо учитывать институту образования. Работа сейчас противопоставлена образованию, а надо искать выход из этого положения. И выиграют те вузы, которые сумеют соединить два направления, — сказал на панельной дискуссии проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин. — Если ресурс работающих студентов повернуть в верное русло, научиться ими руководить, взять проекты на вооружение, — это и есть наставничество в системе высшего образования».
Умная кормушка для животных Animo выдает корм автоматически по таймеру в ровно необходимом количестве. Это российский стартап, и на его счету уже — партнерство с Microsoft, Hills, Eurasia Development, проектом Рыбаков Фонда «Преактум», школа Intel Education и перспектива выхода на рынок США.
Автору идеи кормушки Владиславу Здоренко 24 года, он выпускник МГТУ имени Н.Э. Баумана и подопечный сразу трех наставников, которых он и его команда нашли на хакатонах и демо-днях.
«Если у тебя на раннем этапе нет наставника, а ты сам без особого опыта, многое не получится. Но даже если у тебя есть опыт, многое все равно не получится, потому что в каждой нише есть своя специфика. А ее может знать только человек, уже работающий на рынке и понимающий его законы и тонкости», — объяснил АСИ Здоренко.
Наставничество в вузах нужно не для того чтобы выпускники делали домашнее задание за студентов, и не для того чтобы они заменяли собой преподавателей, говорят те, кто продвигает программы студенческого менторинга. Нужны советы и опыт тех, кто уже прошел какой-то карьерный или научный путь, с лайфхаками и всеми частностями. Наставник посоветует, куда пойти на практику, как не иметь бледный вид на первом собеседовании, приведет в компанию, где работает сам, и объяснит специфику.
«Система наставничества помогает отказаться от устаревшего: отпустил после обучения и смотришь, выплывет или нет. У нас нет возможности так разбрасываться кадрами», — отметила на конференции Алина Гузий, директор Центра развития карьеры Правительства Москвы.
В МГУ имени М.В. Ломоносова тоже действует наставническая программа, ее ведет Фонд поддержки образования и науки «Рекурсия». Сейчас в фонде 72 пары «ментор/менти» (наставник/подопечный) и 92 заявки от студентов, которые ждут своего ментора.
Все студенческие заявки проходят предварительный отбор. А сами наставники — обучение, если оно необходимо. С методологией, организацией процесса и сбором обратной связи от участников с помощью IT-платформы помогает Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори», задача которого — собирать ресурсы и делиться ими.
«Мы хотим, чтобы менторы выполняли несколько правил: не пытаться навязать свои решения, но видеть проблему глазами самого студента; понимать уровень ответственности; быть готовым к эмоциональному контакту; уметь задавать правильные вопросы, не давая ответов заранее; не взваливать на себя все проблемы. Ментор — это человек, который учит ловить рыбу и показывает места ее обитания», — прокомментировала АСИ Елена Боровая, президент фонда «Рекурсия».
На конференцию по наставничеству в Конгресс-парк Radisson Royal Moscow (бывшая гостиница «Украина») приехали более тысячи специалистов из России, США, Европы и Азии. Организатор — Национальный ресурсный центр наставничества «Ментори» (проект Рыбаков Фонда). Трансляция конференции идет онлайн на официальном сайте.
Благодарим пресс-службу конференции GlobalMentori за помощь в подготовке материала