Глава “Нестле” в регионе Россия и Евразия Марсиаль Роллан ответил на несколько вопросов Агентства социальной информации о выборе направлений для КСО и о том, дорожает ли для потребителя «ответственная продукция».
Господин Роллан, “Нестле” развивает проекты в сфере охраны окружающей среды. Расскажите, почему вы выбрали именно определенные направления и считаете их важными.
Охрана окружающей среды имеет огромную важность для нас. Это область, где «Нестле» особенно активна. В первую очередь, речь идет о сбережении водных ресурсов на нашей планете и о защите права людей на доступ к чистой питьевой воде. Сегодня 1,8 млрд человек в мире вынуждены потреблять грязную воду, а 4 млрд человек лишены полноценного доступа к санитарным услугам.
Россия в значительно меньшей степени по сравнению со многими другими странами мира испытывает проблемы с водой, но и она не исключение. На наших фабриках в России мы внедряем технологии, нацеленные на сокращение потребления воды в процессе производства. В частности, на фабрике в Самаре в результате модернизации производственных линий применяется технология замкнутого цикла использования воды, что привело к сокращению ее потребления более чем в два раза. На фабрике в Тимашевске реализуется проект по дополнительной очистке производственных стоков, в результате чего воду можно будет безопасно сбрасывать в природный водоем. По итогам 2017 года “Нестле Кубань” планирует сократить объем потребляемой воды на 24 тыс. кубометров. А к 2023 году, в соответствии с дорожной картой, утвержденной на предприятии, водопотребление сократится на 40%.
На двух фабриках в Перми ведутся работы по строительству очистных сооружений, где очистка стоков будет производиться с использованием микроорганизмов. Пусконаладочные работы запланированы на осень 2018 года. С 2007 по 2017 годы, то есть всего за 10 лет, мы сократили потребление воды на наших предприятиях в России на 87%. Мы действительно убеждены, что вода — это драгоценный ресурс и она нуждается в грамотном потреблении.
И тем не менее, бизнес есть бизнес. А все, что делает бизнес, так или иначе нацелено на развитие и получение прибыли. Если не брать в расчет мотив социальной ответственности — приносит ли ответственная экологическая политика приносит экономическую выгоду компании? Помогает ли деятельность в социальной сфере развивать бизнес?
Разумеется. Во-первых, если компания использует меньший объем упаковочного материала, меньше воды, электричества, это не только хорошо для окружающей среды, но и позволяет экономить средства корпорации. Вот почему в определенном смысле это беспроигрышная ситуация, она как способствует устойчивому развитию бизнеса, так и дает колоссальные преимущества обществу.
Во-вторых, как работник я предпочитаю работать на социально ответственную компанию. Я чувствую удовлетворение, зная, что отдаю время и силы тем, кому небезразлично благополучие людей. Это чувство имеет огромное значение для многих наших сотрудников, и они, в свою очередь, показывают более высокий результат.
В-третьих, потребители во всем мире начинают больше интересоваться происхождением потребляемых продуктов — произведены ли они социально ответственной компанией или нет. И все больше потребителей выбирают продукцию социально ответственных производителей.
В России, как показывают опросы, далеко не все потребители готовы переплачивать за продукты на том основании, что они, например, производятся по особым экологическим стандартам или компания-производитель вкладывает большие средства в благотворительность. Людей, в первую очередь, волнует цена. Что вы, судя по опыту «Нестле», можете сказать о поведении ваших клиентов в России?
Я думаю, что сознание потребителей постепенно меняется. И мы стараемся всячески способствовать этому. Конечно, социальная ответственность влечет за собой некоторые издержки в виде дополнительной стоимости, но, как я уже сказал, социальная ответственность также позволяет снижать расходы на производство. В результате осознанное производство не оказывается дороже, в то же время оно положительно сказывается на репутации производителя и, как следствие, повышает лояльность покупателей.
Как вы думаете, стала ли философия ответственного ведения бизнеса общепринятой в России? Есть ли в этом смысле различия между нашей страной и, скажем, Западной Европой?
Во многих странах мира — и Россия, как я уже заметил, не исключение — растет осознание того, что производители должны быть социально ответственными. Существует прямая взаимосвязь между развитием гражданского общества и поведением производителей.
И мы видим, что давление гражданского общества на бизнес, особенно на Западе, выросло за последние годы. Серьезное неприятие в обществе вызывают такие вещи, как использование детского труда, нанесение ущерба природе, применение вредных материалов и ингредиентов, несоблюдение прав работников, отсутствие на производстве комфортных и безопасных условий труда и так далее. С этой точки зрения, на Западе компании, пожалуй, испытывают более сильное давление общества, что в большей степени мотивирует их идти по пути социальной ответственности.
Материал подготовлен в партнерстве с «АСИ-консалтинг»