Новости
Новости
20.12.2024
19.12.2024
18.12.2024
18+
Новости

НКО и соцуслуги – вызовы и опыт России и Франции

Как выросла господдержка некоммерческого сектора в нашей стране, к чему нужно стремиться в оказании социальных услуг и как аналогичные вопросы решаются во Франции, обсудили 23 марта в Общественной палате РФ на конференции «Роль НКО в оказании социальных услуг и их отношения с органами государственной власти — опыт России и Франции».

Фото: Виталий Белоусов / РИА "Новости"

Роль государственного финансирования

«Показательно, что государственная поддержка НКО в России через конкурсы Фонда президентских грантов в 2018 году превышает 8 млрд рублей, — отметил на конференции Герман Ветров, заместитель директора Департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития РФ. Для развития сферы НКО и привлечения новых ресурсов в социальную сферу руководство страны поставило задачу: 10% бюджетных средств, которые идут на оказание социальных услуг, распределять среди НКО».

По словам Германа Ветрова, преимущества НКО — творческое отношение к делу. Люди, которые там работают, выбирают свое дело по душе. Именно благодаря им появляются новые подходы к оказанию традиционных услуг. Он добавил, что для оказания социальных услуг НКО могут привлекать разные ресурсы: субсидии из региональных бюджетов, гранты, труд добровольцев.

Женевьев Гедан, представитель Главной инспекции по социальным вопросам во Франции, отметила, что во Франции в сфере оказания социальных услуг преобладает государственное финансирование. При этом одна из характеристик французской системы – важная роль некоммерческого сектора в предоставлении социальных услуг: с одной стороны, они управляют учреждениями и службами, с другой – являются частью гражданского общества, мобилизуют волонтеров. Например, около 90% учреждений и служб управляются НКО, работающими с инвалидами, 30% — в сфере помощи пожилым людям.

По словам Женевьев Гедан, вне зависимости от организационно-правовой формы, службы и учреждения действуют в одинаковых правовых рамках.

Основные вызовы

«С 1 января 2017 года в России действует статус «исполнитель общественно полезных услуг» (ИОПУ). Это НКО, зарекомендовавшие себя как надежные поставщики. По сути, это знак качества для организаций, который достаточно трудно получить. В реестре находятся уже 103 организации ИОПУ, — рассказала председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО, директор Агентства социальной информации Елена Тополева. — Они могут получать поддержку на длительный срок, от двух лет — финансовую и имущественную, но такие преференции пока почти не реализуются».

Во Франции, как рассказал советник по социальным вопросам посольства Франции в России Даниэль Матьё, есть подобный статус — НКО, оказывающие социальные услуги, имеют возможность получить признание общественно полезного характера их деятельности по результатам контроля со стороны органов власти, и тогда пожертвования в их адрес освобождаются от налогов.

Чтобы преодолеть существующие административные барьеры для выхода негосударственных игроков на рынок социальных услуг, важен диалог государства и НКО, уверена Елена Тополева. В частности, нужно договориться о том, как финансировать уникальные услуги, оказываемые НКО, востребованные получателями, но не входящие в утвержденные региональные перечни. Ведь если их нет в перечнях, то на их оказание не выделяются бюджетные средства. Нужно отметить, что в настоящее время ведутся активные консультации государства и НКО по разработке недостающих стандартов услуг, обсуждаются новые подходы к их тарификации.

«Во Франции сектор подвергается жесткому административному регулированию — из соображений защиты прав граждан и соблюдения гарантии применения одинаковых правовых рамок на всей территории страны», — рассказала Женевьев Гедан. Для НКО действует режим разрешения на деятельность, нормативные рамки закрепляют формы функционирования служб и учреждений, а также тарифы.

Диалог между органами власти и НКО не всегда легко устанавливается и во Франции. Пример живого и очень трудного диалога продемонстрировали Женевьев Гедан и Сандрин Брутан, генеральный директор крупной  НКО Œuvre Falret, оказывающей социальные услуги людям с ментальной инвалидностью. У НКО периодически появляются инициативы, не пропадающие под регулирующие документы. Не просто прийти и к общему решению новой или нестандартной ситуации.

Показательно, что во Франции в сфере оказания услуг по сопровождению инвалидов первенство принадлежит НКО, значительно превышая вклад государства и коммерческих структур. «В совокупности социальных и медико-социальных учреждений и служб помощи инвалидам 89% мест находятся в некоммерческих структурах, 10% — в государственных и менее 1% — в частных коммерческих», — рассказал Даниэль Матьё.

В России же существует длительная традиция государственного патернализма в социальной сфере. И чтобы СО НКО активнее выходили на рынок социальных услуг, кроме государства, необходимо работать и с населением, уверены эксперты.

НКО как источник инноваций

«В системе социального обслуживания в России некоммерческие организации играют инновационную роль: тестируют и применяют новые технологии, а государство потом перенимает их опыт», — считает Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.

Важно, чтобы НКО, оказывающие услуги, заботились о постоянном росте квалификации сотрудников. Во Франции 1% от выделяемых НКО бюджетных средств на оказание услуг идет на оплату повышения квалификации и обучения сотрудников организации. В России повышение квалификации сотрудников НКО пока для большинства организаций остается проблемой.

Еще одна важная тема — как НКО, оказывающим социальные услуги, правильно задействовать волонтеров. «Привлечение волонтеров не заменяет работу специалистов в рамках стандартов услуг, а является дополнением социальной услуги», — подчеркнула Елена Альшанская, член Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства, президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».  Основные преимущества привлечения волонтеров — мобильность, гибкость и быстрота, возможность работы в выходные, общественный контроль и вовлечение гражданского общества в решение социальных проблем. Кроме того, волонтер — «обычный человек», с которым благополучателю легче взаимодействовать, чем со специалистом. «Волонтера нельзя заставить работать, «навесить» обязательства. Привлекая волонтеров, нужно уметь работать с ситуацией свободы», — уверена Елена Альшанская.

Будущее: рост качества и количества

Задачи на будущее в сфере оказания социальных услуг в России и Франции имеют много общего, считают эксперты России и Франции. В обеих странах идет процесс старения населения и, как следствие, растет потребность в оказании социальных услуг гражданами старшего возраста. При этом ожидания населения от качества услуг становятся все более высокими и сложными, индивидуализированными, идет поиск эффективных и сбалансированных моделей финансирования услуг.

Конференцию о роли НКО в оказании социальных услуг организовали Комиссия ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, посольство Франции в России и Агентство социальной информации. Полную видеозапись конференции можно посмотреть на сайте ОП РФ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике