«На мой взгляд, формат деятельности СПЧ не соответствует запросам российского общества и тем задачам, которые перед СПЧ ставит Президент Российской Федерации. Публичное избиение полувоенными формированиями в центре Москвы и массовые жестокие аресты по всей России участников ненасильственных гражданских протестов (5 мая. — Прим. АСИ) и отсутствие внятной и адекватной реакции СПЧ на эти события стали для меня последней чертой, за которой членство в СПЧ становится невозможным», — написал Максим Шевченко на странице в Facebook.
Журналист потребовал провести экстренное открытое заседание совета с приглашением на него «представителей Правительства Москвы, Росгвардии, МВД, так называемых казаков, пострадавших участников акций протеста и журналистов». Но, по его словам, предложение было хоть и поддержано большей частью членов СПЧ, но фактически проигнорировано.
«Я считал и считаю, что деятельность СПЧ должна быть максимально открытой и демократической, публичной и оперативной. Неоднократно я говорил во время встреч с Президентом РФ на всю страну об убитых журналистах в Дагестане, о пытках в тюрьмах, об убийствах имамов на Ставрополье, о политзаключенных. Ни разу никто не удосужился ответить мне, члену совета, на эти обращения. Хотя сам президент и говорил публично, что надо разбираться, — подчеркнул Шевченко. — Но участвовать в спектакле, пародирующем правозащиту, я больше не хочу и не буду».
Член СПЧ прокомментировал также официальный ответ главы совета Михаила Федотова на публичное избиение граждан 5 мая. «Мы в тот же день запросили информацию из правоохранительных органов, из органов исполнительной власти и сейчас ожидаем эту информацию», — ответил Федотов.
«Михаил Александрович, запрашивать совершивших преступление о том, как они совершили преступление, не обладая полномочиями призвать их к публичному ответу за совершение преступления, — это именно та самая абсурдная позиция, которая навязана СПЧ бюрократией и с которой я не хочу больше мириться. Мое решение о выходе пытаются представить эмоциональным. Это неверно. Я долго вынашивал его и готовился к нему. Это ясное, холодное, тщательно продуманное решение. Кто хочет, пусть пишет бесконечные бессмысленные запросы и получает бесконечные бессмысленные ответы. Я не вижу в этом смысла», — заявил журналист.
По его словам, бывшие коллеги — известный правозащитник Людмила Алексеева и телеведущий Владимир Познер — поддержали решение покинуть совет. Председатель Совета при президенте по развитию гражданского общества Михаил Федотов не планирует уговаривать Максима Шевченко остаться. Об этом Федотов сообщил ТАСС.
«В регламенте совета сказано, что работа совета строится на принципе добровольности. Если человек не хочет, он пишет заявление, я его передаю президенту, президент издает соответствующий указ, а пока указ не издан, совет остается в действующем составе», — сказал глава СПЧ.