Если десять лет назад тема корпоративной социальной ответственности обсуждалась по большей части теоретически, то сегодня заинтересованные стороны уже накопили большой опыт и существенно вырос запрос на информацию о том, какое воздействие бизнес оказывает на жизнь общества, говорит управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству Российского союза промышленников и предпринимателей Елена Феоктистова. В ответ на этот запрос власти усиливают интерес к теме ответственности, устойчивости и прозрачности бизнеса, отмечает она. По всему миру привлекается внимание к нефинансовым показателям бизнеса и отчетности компаний, и в России этот процесс также получил развитие, подчеркивает Феоктистова. По словам эксперта, компании на практическом опыте начали понимать как возможности, связанные с большей прозрачностью, так и риски.
«Усилилось не только значение информации, которую компании готовы предоставить, но и требования к ее качеству, достоверности. Эти вопросы сегодня стоят в повестке дня в практической жизни компаний. Регулирование в этой сфере идет не только на национальном уровне, но и на наднациональном. Принятие новых документов на международном уровне в этой области усиливает процессы, связанные с регулированием и формированием требований и запросов по отношению к бизнесу», — говорит она. В частности, в число показателей, по которым должна будет отчитываться Россия как страна, поддержавшая цели устойчивого развития ООН, вошел пункт о количестве компаний, предоставляющих нефинансовую отчетность. В отчетах, помимо прочего, должны быть раскрыты социальные и экологические показатели, а также вопросы, связанные с качеством управления.
В последние два года компании проявляют беспрецедентную активность в процессе вовлечения в устойчивое развитие и выстраивания с этой позиции своих бизнес-моделей, говорит председатель управляющего комитета сети Глобального договора ООН в РФ Лариса Овчинникова. Ключевой игрок для достижения Целей устойчивого развития, принятых ООН в 2015 году, — это бизнес-сообщество. Это самое важное отличие от Целей тысячелетия, которые оперировали к государствам и правительствам, и сигнал для бизнеса, что компании уже не могут вести дела, не вовлекаясь в процесс достижения Целей устойчивого развития, подчеркивает она. В России бизнес получает аналогичные сигналы от органов власти. Эксперт также отмечает, что внутри бизнес-сообщества идут процессы саморегулирования: компании осознают не только идеологическую, но и коммерческую необходимость трансформации своих бизнес-моделей.
В Министерстве экономического развития РФ продолжается доработка законопроекта о публичной нефинансовой отчетности, рассказала Ирина Филиппова, заместитель директора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития при министерстве. Основная цель работы — установление правовых основ регулирования отчетности и создание нормативной базы, направленной на широкое развитие и продвижение подобной отчетности как общепринятой практики. Законопроект о публичной нефинансовой отчетности подготовлен во исполнение плана мероприятий по реализации концепции развития такой отчетности, утвержденной правительством в мае 2017 года.
По словам Филипповой, предлагается установить общее требование для раскрытия информации компаниями — «соблюдай или разъясняй». «Этот принцип заключается в том, что либо организация соблюдает требования, предусмотренные законом или подзаконными актами, либо она на свое усмотрение объясняет, почему она, в силу тех или иных причин, не может выполнять эти требования», — пояснила она. Законопроект будет распространяться на крупнейшие организации, включая государственные компании. Предполагается, что документ будет внесен в правительство в начале осени 2018 года.
Информационная открытость компаний и корпоративная социальная ответственность, прежде всего, должны быть конкурентным преимуществом для бизнеса, а не вопросом подчинения регулирующим органам или законам, считает начальник управления региональных коммуникаций департамента общественных связей компании «Лукойл» Владимир Герасимов. Важно, чтобы в целом на рынке использовались рыночные механизмы, которые давали бы дополнительные преимущества компаниям, которые работают в области устойчивого развития, подчеркнул он.
С точки зрения директора по социальной политике и корпоративным коммуникациям компании «Металлоинвест» Юлии Мазановой, важное условие долгосрочного устойчивого роста — вопрос, как компании меняют мир вокруг себя. Если по финансовому отчету можно увидеть, как компания умеет управлять финансовыми процессами, то нефинансовый отчет показывает философию компании, считает она. Социальный отчет — это инструмент саморазвития, подчеркивает Мазанова, который дает новый импульс для развития компании изнутри. «Инициатива государства по регулированию подготовки социальных отчетов — это прогрессивный шаг. Это шаг к новому уровню доверия к компаниям, а значит, к новому уровню доверия в обществе», — говорит она.
Общество, потенциальные инвесторы и СМИ очень похожи в восприятии любой отчетности компаний — они воспринимают любую подобную информацию скептически, считает издатель «Ведомостей» Глеб Прозоров. Скепсис заинтересованных сторон можно преодолеть только в том случае, если сами компании станут скептически относиться к своим шагам к сфере социальной ответственности, станут скептичными по отношению к себе самим.