На IV Открытом кинофоруме «Шередарь», который завершился 20 апреля, состоялась дискуссия «Инклюзивная гармония», где режиссер Юлия Сапонова и музыкант, режиссер, писатель Владимир Рудак обсудили, как нужно снимать кино о людях с инвалидностью, почему жалость — не лучший путь, а истории преодоления мало интересуют зрителя.
Крутые парни без жалости
Иногда авторы фильмов о людях с инвалидностью, рассказывая о проекте и привлекая к нему внимание, давят на жалость и социальную ответственность. Это мало кому нравится, уверен Владимир Рудак.
«В 2005 году мы задумали снимать фильм на тему инвалидности. Я сразу понимал: это не должно быть кино о преодолении. Я терпеть не могу на экране грустных людей с инвалидностью, которые с пледом на коленях под грустную музыку что-то делают. Ввели в кадр такого персонажа, и все понимают: начинается драма», — говорит Рудак.
По словам режиссера, часто на экране мы видим историю преодоления, где в финале герой обязательно либо прозревает, либо начинает ходить, если раньше не мог этого делать.
«Получается, по закону драматургии герой не может остаться с инвалидностью. В российском кино и литературе практически нет примеров, которые показывают иной финал», — рассказывает Рудак.
Владимир решил снимать черную комедию про бандитов на колясках и назвал ее «Крутые парни не танцуют». Фильм показали на фестивале «Кино без барьеров», где он вызвал бурную неоднозначную реакцию, рассказывает Рудак. Однако цель была достигнута: люди без инвалидности выстроились в очередь, чтобы посмотреть это кино.
«Там, где творчество, искусство, культура — там нет диагнозов. Мы просто вместе делаем одно дело и получаем от этого удовольствие. Я люблю юмор в теме инвалидности, поэтому в своих работах стараюсь этого касаться», — говорит режиссер.
Решить проблему зрителя
Чтобы социальные видео собирали много лайков, а зрители хотели смотреть кино о людях с инвалидностью, нужно эмоционально подключить их к происходящему на экране, говорит режиссер Юлия Сапонова. Жалость, по ее словам, в этом не поможет.
«Часто, снимая видео, мы думаем о проблеме, которую хотим осветить. Но человек не может спроецировать чувство эмпатии на человека, у которого совершенно другие проблемы. Он не будет сопереживать герою, с которым у него нет ничего общего. Поэтому очень сложно подключить зрителей к проблеме инвалидности», — говорит Юлия.
Чтобы сделать видео, которое люди захотят посмотреть и перепостить, нужно помнить об интересах зрителей, уверена режиссер. По ее словам, нужно опираться на базовые человеческие потребности и постараться зацепить зрителя через знакомые ему чувства и эмоции, ведь любому человеку интересно, каково быть любимым, понятым, осознанным. Снимая кино, мы должны решить проблему зрителя, считает Сапонова.
По мнению режиссера, необходимо помочь зрителю преодолеть барьеры и показать ему: контактировать с человеком с особенностями – не страшно. Социальный ролик Сапоновой «Быть вместе», выпущенный к Международному дню человека с синдромом Дауна, собрал 600 тыс. просмотров за неделю. Целью видео было сформировать позитивный имидж людей с синдромом Дауна.
Творческие проекты, говорит Сапонова, могут влиять на изменение образа людей с ограниченными возможностями здоровья. Качественные ролики и фильмы позволяют человеку без инвалидности понять, что в жизни людей с инвалидностью тоже есть место юмору и иронии. В числе хороших примеров таких социальных видео Юлия назвала ролики Норвежского общества слепых.
Стендап о преодолении
По слова Владимира, некоторые люди с инвалидностью превращают свою жизнь в своеобразный стендап о преодолении, путешествуя с мастер-классами, фотографируясь с известными людьми и демонстрируя, что у них все здорово.
«Со стороны такое иногда выглядит так, словно инвалидность – некий дар. Конечно, это совсем не так. Если реально смотреть на вещи, в инвалидности нет бесконечной радости, но каждый сам решает, каким путем он двигается. Кому-то нравится такой путь: у тебя инвалидность, для тебя открыты все двери, тебя везде возят», — говорит Рудак.
Если меня приглашают на мероприятие в помещение, куда нужно подниматься по лестнице, я часто отказываюсь, рассказывает режиссер. «Организаторы выбирают такую аудиторию, куда меня надо поднимать, и говорят с задором: «Мы вас поднимем!» А я не хочу, чтобы меня поднимали. Я хочу, чтобы для меня выбрали доступное помещение, куда я смогу зайти как человек», — говорит Владимир.
«Я буду петь свои песни»
По словам режиссера, часто люди думают: если у человека какая-либо инвалидность, ему непременно нужно помогать.
«Я пишу песни, выступаю на сцене. Однажды отправил свои записи в клуб «Табула Раса». Мои песни им понравились, мы стали договариваться о выступлении. Я спросил, как у них обстоят дела с лестницами, и объяснил: я — на коляске. Помолчав, менеджер отказал в выступлении: «Мы не хотим, чтобы люди смотрели на человека, которому они ничем не могут помочь». Но подождите, зачем мне помогать? Я буду петь свои песни», — рассказывает Владимир.
В этом году на кинофоруме «Шередарь» Владимир Рудак занял второе место в номинации «Рассказ о благотворительном проекте» с фильмом «Режиссер и муха», Юлия Сапонова — первое место в номинации «Те, кто рядом» с работой «Каждый — особенный!». Всего в конкурсе участвовали 38 фильмов от авторов из России и Белоруссии.
Фонд «Шередарь» с 2012 года проводит программы реабилитации для детей, перенесших тяжелые заболевания. В 2015 году на средства фонда во Владимирской области построили реабилитационный центр, в котором прошли лечение около 1,5 тыс. детей.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.