Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Новости

Зачем в Подмосковье объединяют коррекционные школы

Школы-интернаты в Малаховке и Марусине объединяют, игнорируя разъяснения Министерства образования.

Фото: vk.com/malakhovka_internat

В подмосковной Малаховке началась реорганизация единственной в регионе школы-интерната для слабовидящих детей, передает «Радио Свобода» (признано иноагентом и нежелательной организацией). Школу основали в 1919 году, и последние 60 лет она специализировалась только на слабовидящих, накопив уникальный опыт обучения таких детей. Управление образования Люберец планирует объединить школу для слабовидящих с интернатом для детей с нарушениями развития VIII вида «Развитие», который находится в Марусине, в 8 км от Малаховки. Пока непонятно, как будет происходить обучение детей с разными особенностями. По словам родителей, увеличивать площадь школы не планируется, педагоги массово увольняются. Родители и преподаватели уверены: реорганизация приведет к уничтожению сразу двух уникальных коррекционных учреждений, которые хороши сами по себе.

Нужна ли инклюзия

По словам председателя московской областной организации ВОС Александра Коняева, сейчас обе школы прекрасно справляются со своими обязанностями, передает «Радио Свобода».

«Под модное слово «инклюзия» подгоняют сливание интернатов с детьми разной категории. Слабовидящим детям требуется особый подход. Представьте человека с отклонениями в умственном развитии и представьте ученика, который не видит, но у него блестящая память и он схватывает все на лету. Этих людей нужно обучать и воспитывать совершенно по-разному», — цитируют Коняева.

«Это будет не инклюзия, как они думают, это будет гетто для инвалидов. И те, и другие будут страдать. Сейчас это две отличные коррекционные школы», — приводит «Радио Свобода» слова Натальи Матвеевой, матери ученика школы-интерната для слабовидящих.

Интернат в Марусине находится в современном здании 2015 года постройки, там работают опытные специалисты, есть массажные кабинеты, бассейны.

За сохранение автономности каждой из школ выступило и Министерство образования Московской области, куда обращались с письмом родители учеников школы в Малаховке.

«Министерство просвещения придерживается позиции сохранения существующей сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. В рамках решения вопроса о прекращении практики их закрытия были написаны и направлены разъяснения в органы исполнительной власти», — гласит ответ министерства, сообщает «Радио Свобода».

Более того, в феврале 2019 года в Управлении образованием городского округа Люберцы реорганизацию школы в Малаховке официально признали нецелесообразной. Однако потом, по словам председателя родительского комитета школы-интерната для слабовидящих Марины Волковой, управление поставило нового директора, и родители учеников и преподаватели поняли: школу ждут глобальные изменения.

Новый директор

Разговоры о реорганизации начались в конце 2018 года, а в марте этого года вместо возглавлявшего школу в течение 17 лет и выступавшего против реорганизации Анатолия Швеца пришел новый директор — Павел Обрезков. Родители учеников говорят, что прежде он работал учителем физкультуры школы в поселке Марусино, и считают, что его квалификации недостаточно, чтобы возглавить школу в Малаховке.

«Он не имеет должного образования и не понимает специфику школы-интерната. Например, сейчас во второй половине дня с детьми занимаются воспитатели и помогают им сделать домашнее задание. Обрезков хочет оставить на всю школу трех воспитателей, хотя сейчас их 12 — в каждом классе есть свой воспитатель», — рассказывает АСИ Волкова.

По словам председателя родительского комитета, «рушится уникальный коллектив школы»: многие учителя не могут найти общий язык с новым директором и потому дорабатывают до конца учебного года и увольняются.

Сейчас в школе-интернате в Малаховке учатся 169 учеников и работают 33 учителя: воспитатели, психологи, логопеды, дефектологи и педагоги дополнительного образования. По уставу, рассказывает Волкова, школа вмещает 140 детей, однако уже сейчас это количество превышено.

У родителей есть информация, что школу в Малаховке могут лишить статуса интерната. Тогда дети не смогут оставаться там на ночь, и это может стать проблемой для многих учеников: не все смогут ездить в школу каждый день. По словам Волковой, две детские спальни уже переоборудовали под другие нужды.

Для чего нужна реорганизация

Родители пока не понимают, для чего нужна реорганизация школ. Одна из возможных причин — обширная жилая застройка в Марусине. В новые дома заселятся тысячи человек, и логично предположить, что их детям понадобится школа. А чтобы не строить новую, можно открыть ее в уже существующем новом здании.

«Родители учеников школы в Марусине говорят, что в новом районе не хватает школ. И в помещении их школы хотят открыть обычную общеобразовательную», — рассказывает Агентству социальной информации Волкова.

Родители учеников видят в грядущих переменах много рисков, однако, по мнению исполнительного директора Центра лечебной педагогики Александры Фадиной, «школа может реализовывать разные образовательные программы, если в отношении всех детей предусмотрены все образовательные условия».

«В одной школе могут быть разные классы для детей с разными нарушениями здоровья. А может быть один инклюзивный класс, где дети учатся по разным программам. Я считаю, это будет только способствовать учебному процессу. Но надо четко понимать, ради чего делается реорганизация», — отмечает в разговоре с АСИ Фадина.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике