Участники дискуссии:
Анастасия Лазибная, основатель проектов «Компании для всех возрастов» и «Баба-деда: пора жить»;
Елена Капура, директор по развитию проекта «Сказки у камина»;
Игорь Гавр, основатель первого в России модельного агентства для пожилых OLDUSHKA;
Ольга Равданис, менеджер проектов и редактор издательства «Альпина Паблишер», в котором вышла книга 97-летней топ-модели Айрис Апфель «Икона по воле случая. Размышления о моде, стиле и жизни».
Зрелая красота в модной индустрии
Игорь Гавр
Уже семь лет я езжу по России и фотографирую уличную моду среди людей старше 50 лет. Именно с этого и начался мой проект модельного агентства. Я снимаю совершенно разные образы: от каноничных бабушек в платочках и цветастых кардиганах в таком деревенском кантри-стиле до самых неординарных современных горожанок. И я заметил, что горожанки проще принимают комплименты, а женщины в провинции начинают оправдываться, зажимаются, им становится неловко.
Ольга Равданис
Мне кажется, вот это неумение принимать комплименты идет из детства. Советским детям с самого маленького возраста говорили, что надо быть скромнее. Кроме того, есть люди, которым в принципе некомфортно повышенное внимание к их персоне. Им нравится, как они одеты, но комплименты вызывают неловкость.
Игорь Гавр
Мы живем в такое уникальное время, когда буквально за какие-то несколько лет каноны красоты очень сильно расширились. Обратите внимание: модели с какими разнообразными лицами участвуют в неделях моды в Париже, Нью-Йорке, и каких моделей выбирают для рекламных кампаний на обложке журнала. Сейчас в ходу вовсе не каноничные типажи. Это касается в том числе возрастных моделей.
Однако в индустрии моды, если бренды берут модель старшего возраста, то обязательно стройную. В моем понимании, стройность – это фигура «песочные часы», то есть очерченные грудь, талия и бедра. Размер не важен. Но бренды все еще гоняются за худобой. Из всего того разнообразия, которое сейчас появилось в модной индустрии, размеры +size принимаются пока что с наибольшим скрипом.
Предприниматели не работают для людей старшего возраста
Елена Капура
В России 14% населения — старше 60 лет. Однако наша экономика нацелена на молодое поколение. Предприниматели ориентированы на таких же по возрасту, как они сами. Одежда, мебель, гаджеты, аксессуары выпускаются только для молодежи.
Ольга Равданис
Бренды и возрастные линейки – это огромная неосвоенная ниша. Сейчас одежда больших размеров зачастую выглядит как чехлы для танков. Страшные ткани, ужасный крой, безумная фурнитура. Я не понимаю, как производители не видят, что это ужасные, уродующие людей вещи.
Утрачено искусство пошива и конструирования моделей для людей старшего возраста. Потому что изменения фигуры, проблемы с суставами, воротниковая зона – это все требует иного кроя. Для любого возраста существуют удачные, красивые модели. Я знаю, о чем говорю. Обе мои бабушки были заядлыми модницами и всегда заказывали одежду у портних.
Анастасия Лазибная
На портале «Баба-деда» с ежемесячной аудиторией 70 тыс. человек мы проводили опрос среди женщин: сложно ли им подобрать одежду в магазинах? И у 75% есть сложности. Главная причина, почему женщины не могут купить себе одежду, – им не подходят размеры, которые есть в наличии. Нужно понимать, что с возрастом фигура меняется и нужны другие лекала. Бренды не учитывают потребности огромной аудитории.
Нежелание брендов работать с людьми старшего возраста опять же связано со стереотипами. Я общаюсь с различными брендами, когда мы ищем партнеров для проекта «Подиум зрелой красоты», и процитирую дословно, что чаще всего они отвечают: «Мы не хотим прослыть брендами для стариков». Надо сказать, по той же причине компании не берут на работу людей старшего возраста. Все хотят работать для молодых, бодрых, динамичных и боятся поставить свой бренд под удар.
Право на выбор – работа и личная жизнь
Анастасия Лазибная
К сожалению, мы не можем говорить, что у нас самая свободная и толерантная страна. В Америке и Европе мы тоже видим дискриминацию, но только в России практически невозможно устроиться на работу после 50 лет. Трудоустраиваются единицы. У многих же опускаются руки после бесконечных отказов работодателей.
А как мы смотрим на людей, которые устраивают свою личную жизнь в зрелом возрасте? Когда женщина выходит замуж в 63 года, чаще всего ее семья этого не одобряет. Мы забываем, что люди в любом возрасте имеют право поступать так, как хотят. Это важное право человека: устроить свою личную жизнь, пойти работать или не пойти.
Сейчас культивируется идея яркой жизни на пенсии, но надо не забывать, что это нужно не всем. Быть просто бабушкой и проводить время с внуками – это тоже право. У нас до сих пор толерантности к таким разным выборам нет. Сильный человек может сказать: а мне все равно. Людям же менее сильным очень сложно противостоять общественным стереотипам.
Бизнес на пенсии
Елена Капура
Большие конгломераты и холдинги уже сейчас мотивируют становиться предпринимателями своих вышедших на пенсию сотрудников. Я эту инициативу не поддерживаю. По статистике, всего 2% людей по психологическому типу могут быть предпринимателями. И надо понимать, что предприниматели, в отличие от наемных сотрудников, работают 24/7 365 дней в году. Неправильно навязывать это пенсионерам. Риски и потери, которые вы можете понести, в 20 лет и в 65 лет – это очень большая разница.
Анастасия Лазибная
Чаще всего люди старшего возраста хотят делать какие-то красивые вещи, а не зарабатывать деньги. В нашей стране заниматься бизнесом довольно опасно. Есть большой риск, что пенсионеры потеряют свои с трудом заработанные деньги. Однако мы видим, что правительство в этом заинтересовано — повышение пенсионного возраста, сложная ситуация в стране. Сейчас разрабатываются программы, направленные на рост предпринимательства среди старшей возрастной группы. Эти программы делаются катастрофически быстро. На мой взгляд, чтобы сделать хорошие, качественные программы, нужно намного больше времени. И этим должны заниматься люди, которые понимают специфику аудитории. Такие программы должны быть максимально прозрачными. Людей старшего возраста надо не просто вдохновлять стать предпринимателями, а обязательно объяснять, что они могут потерять.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.