Ей отказали в приеме на работу дважды: в частной клинике и государственной больнице. Девушка считает, что причиной стала ее собака-поводырь. По мнению Оксаны Серединской, медики испугались, что собака собака-поводырь, выпускник УКЦ «Собаки-помощники инвалидов» станет проблемой для сотрудников и пациентов.
«Я родом из Самарской области. Училась в самарской школе № 17 для людей с ОВЗ, окончила медицинский колледж в Кинель-Черкассах по специальности «Медицинская сестра по массажу». Потом уехала на море и до приезда в Самару работала в ряде учреждений старшим массажистом с разными категориями граждан, в том числе с детьми-инвалидами. Собака-поводырь всегда была со мной: мы вместе с ней два года. Позже я решила вернуться и работать в Самаре. Приехала и столкнулась с неприятной ситуацией», – рассказала Агентству социальной информации Оксана Серединская.
В среду девушка побывала на ярмарке вакансий для людей с ОВЗ, а в четверг пришла на собеседование в Самарскую городскую детскую больницу № 2.
«Сначала меня не пустили в здание с собакой-поводырем. Я общалась со старшей медсестрой во дворе, а потом мне пришлось оставить пса у сотрудников больницы, чтобы пройти в отдел кадров. Там мне сказали, что по документам я подхожу на должность и все в порядке. Но у заведующей и старшей медсестры больницы, с которыми я общалась, возник вопрос, где и как будет находиться собака, пока я буду работать. Я предложила несколько альтернативных вариантов, потому что знаю, что собаке-поводырю достаточно предоставить коврик, где она будет лежать и ждать, пока у хозяина закончится рабочий день», – продолжает женщина.
Оксана также предложила руководству учреждения на время ее работы выделить для собаки-поводыря в больнице техническую комнату или уголок, где нет пациентов, где маленькие посетители не будут беспокоить животное, пытаться его покормить и погладить. Оксана пояснила работодателю, что для собак-поводырей незрячих сотрудников больниц в клиниках в ряде городов страны устанавливаются маленькие клетки размером 70 на 70 см, чтобы пес мог вставать и делать пару шагов. При этом в клетке располагается подстилка и миска с водой. Эта практика, по словам женщины, является нормальной для многих больниц в России.
Но представители учреждения сказали Оксане, что не могут «предоставить ей условий труда». Тогда она спросила: «Вы бы взяли меня на работу, если бы я была без собаки?». Ответом было: «Ну да».
После этого девушка написала заявление о своих проблемах в Инспекцию труда Самарской области. Также она попросила представителей детской городской больницы № 2 предоставить ей письменный отказ в приеме на работу.
«У меня было печальное тревожное состояние после визита в больницу. Я пришла на собеседование, а на меня смотрели не как на специалиста, а как на инвалида. Я считаю себя хорошим специалистом, много вкладываю в свой труд, а меня не берут в государственное бюджетное учреждение. Вопрос с доступностью транспорта и созданием комфортной городской среды для людей с ОВЗ в Самаре решен, а вот с их трудоустройством — до сих пор нет. Отмечу, что до собеседования в городской больнице в Самаре по поводу работы я обращалась еще и в частную академию массажа «Грант», где мне рассмеялись в лицо и сказали, что не знали, что я слепая. На собеседовании они даже не посмотрели все мои документы и просто отказали. Думаю, что по этой же причине», – говорит Оксана Серединская.
Корреспондент АСИ направил запрос в Министерство здравоохранения Самарской области, который сразу взяли в работу, пообещав отреагировать на ситуацию.
В пятницу застать на рабочем месте главврача детской городской больницы № 2 Наталью Чертыковцеву не удалось: ее уже вызвали в минздрав. В приемной корреспонденту АСИ сказали, что подготовят ответ по этой ситуации позже.
Представительница школы массажа «Академия «Грант»» Юлия подтвердила факт беседы с Оксаной Серединской.
«Она меня не предупредила по телефону, что слепая. Если бы она сказала, я бы ее и не позвала (на собеседование). Как так можно? При этом девушка сказала мне, что у нее все документы в порядке. Я понимаю, что у нее от природы все это. Но мы тоже существуем за счет наших клиентов и не готовы брать слепых преподавателей к себе. Почему? Потому что не готовы! У всех свои критерии. У нас такие»,– сказала собеседница издания.
Оксана Серединская говорит, что и до приезда в Самару в период жизни в Краснодарском крае сталкивалась с отказами медучреждений в трудоустройстве из-за собаки-поводыря. Лишь немногие работодатели относились к ней с пониманием и принимали ее на работу с псом, понимая, что это необходимо. Например, ранее Оксана работала в школе-интернате, где обучались дети-инвалиды, и собака ежедневно сопровождала ее на пути до учреждения и обратно, а также на протяжении семи часов в течение рабочего дня.
Девушка не оставляет надежды трудоустроиться в Самаре, но ожидает новых трудностей из-за специфического отношения общества к таким, как она. Сегодня она пойдет на собеседование в военный госпиталь, но уже морально готова к очередному отказу.
«Я более чем уверена, что будет еще 10-20 работодателей и открытых вакансий, и эта ситуация повторится. В России работают десятки незрячих с собаками-поводырями в центрах реабилитации, санаториях и в детских поликлиниках. Я руководитель межрегионального социального проекта «С собакой все пути открыты» и очень хорошо знаю коллег-массажистов с собаками-поводырями из Москвы, Новосибирска, Оренбуржья и Башкирии. И хотя мой проект называется «С собакой все пути открыты», я убеждаюсь, что до сих пор это не так. Это глобальная проблема. Почему-то никто из незрячих людей с собаками-поводырями не может устроиться на работу в госучреждения», – резюмирует Оксана Серединская.
Юрист по трудовому праву Евгений Корчаго говорит, что кроме трудовой инспекции для защиты своих прав девушка может обратиться в прокуратуру и суд.
«При приеме на работу законодательство устанавливает ряд требований: помимо квалификации есть ряд дополнительных условий, которым должен соответствовать соискатель. Например, сотрудники сферы образования не могут быть трудоустроены, если они имеют судимость за совершение тяжких преступлений и преступлений средней тяжести определенной категории. Что же касается непосредственно этого случая, надо смотреть, имеются ли противопоказания для пациентов и сотрудников больницы в плане нахождения собаки в этом учреждении. Если нет, скорее всего, отказ в приеме девушки на работу будет незаконным. Однако если в силу особенностей ветеринарного, бактериологического или другого характера нахождение животного в медучреждении недопустимо по закону и СанПиНам, возможно, отказ работодателя был обоснованным», – рассуждает эксперт.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.