На секции «Прозрачные экосистемы: нужна ли открытость социальным учреждениям?» обсудили проблему закрытости детских домов и психоневрологических интернатов (ПНИ), а также способы сделать систему более прозрачной и дать детям-сиротам и людям с психическими особенностями возможность получить образование, социализироваться и жить обычной жизнью.
Дети-сироты: как помогает Постановление 481
Несколько лет назад в силу вступило Постановление Правительства РФ № 481, которое «начинает менять систему и делать ее более открытой» рассказала Елена Альшанская, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
«Оно требует от учреждения, чтобы ребенка размещали рядом с местом его проживания, сохраняли школу, в которую он ходил, чтобы его могли навещать не только родители, но даже знакомые», — отметила Альшанская.
Министерство просвещения, по словам эксперта, готовит правки постановления, которые должны сделать систему еще более открытой. «Мы не должны устраивать искусственную закрытую среду, потому что этим мы калечим ребенка и лишаем его шанса на адаптацию», — отметила президент фонда.
«Сейчас наша задача – поддержать эти законодательные инициативы. Есть огромное сопротивление системы. Учреждения не очень готовы меняться», — считает Альшанская.
Одно из главных изменений – больше в системе нет 13 типов учреждений. Раньше именно из-за необходимости распределения в нужное учреждение ребенка могли отправить в приют за сотни километров от дома.
«Если эти правки примут, мы будем жить совершенно в другой системе координат», — сказала Альшанская.
Жизнь в типичном ПНИ
Сейчас система психоневрологических интернатов – это, по мнению Александры Фадиной, исполнительного директора Центра лечебной педагогики, «лестница, ведущая вниз». Дети с нарушениями психического развития попадают в детские дома-интернаты, которые в законодательстве называются «детские ПНИ». Примерно у половины этих детей есть родители.
«Заберут ли их когда-то домой? Можно практически уверенно сказать: нет. Они опустятся на ступень ниже, в психоневрологический интернат: больше идти некуда», — сказала Фадина.
Родители редко забирают таких детей домой: по статистике, «родители часто просят подержать детей еще чуть-чуть, чтобы получить путевку в нужный ПНИ, поближе к дому», рассказывает эксперт. Но ждать путевку можно годами.
В России около 527 психоневрологических интернатов, там живут примерно 160 тыс. человек. В этом году Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) получила распоряжение проверить ПНИ в стране, однако статистика все равно неточная: по словам директора центра, в домах престарелых тоже есть отделения, которые фактически выполняют функции ПНИ. Такие места остались без учета.
Роструд выяснил: условия проживания в учреждениях в основном не соответствуют действующим нормативам по площади и по санитарно-гигиеническим требованиям. После проверки Роструд предписал закрыть пять интернатов для взрослых, рассказала Александра Фадина.
«Типичный ПНИ — это коридорная система с одним санузлом и одной душевой примерно на 50 человек. Обычно отделения разделены на женское и мужское. Раз в неделю – баня. Это реальная картина», — сказала эксперт.
Как можно улучшить систему интернатов
Чтобы система ПНИ менялась, должен появиться правительственный документ, уверена директор центра. В нем должна быть обозначена концепция или стратегия в интересах людей с психическими расстройствами.
Фадина также отметила важность профилактики: наряду с улучшением условий проживания в интернатах нужно сделать все, чтобы эти люди остались дома и получили необходимую помощь. Она может быть разной, потому что и проживающие в ПНИ тоже совершенно разные.
Сейчас интернат, по сути, контролирует себя сам: есть проверяющий орган, но это, как правило, формальность, отметила эксперт. Более того, опекуном человека, признанного недееспособным, считается руководитель интерната.
Чтобы избежать конфликта интересов, нужно, чтобы в системе появилось незаинтересованное звено: например, общественная организация. Сейчас у человека может быть несколько опекунов, но важно, чтобы это стало нормальной практикой.
Еще один способ сделать систему более открытой – разрешить доступ в ПНИ волонтерам. Сейчас это, по словам Фадиной, происходит далеко не всегда. Кроме того, необходимо дать возможность молодым людям с инвалидностью учиться. Как отметила эксперт, система была устроена так, что «никогда молодые инвалиды не получали образование».
«Также должны появиться действующие попечительские советы. Сейчас предполагается, что совет формирует сам руководитель, и он может принять туда кого захочет», — добавила директор центра.
Интернаты — как взрослые, так и детские — начинают работать над программами тренировочного проживания, сообщила Фадина. До сентября 2019 года будут оценивать возможности каждого человека, живущего в ПНИ, покинуть учреждение и жить по новой программе.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.