Коммуникационное агентство КРОС представило результаты «Национального индекса тревожностей» — ежеквартального исследования фобий россиян. Индекс позволяет изучить «серую зону» фобий и выявить персональные тревоги людей.
Как исследовали страхи
При отборе доминирующих в обществе страхов учитывали факторы, которые влияют на картину окружающего мира граждан: повестку СМИ, обсуждения в соцсетях, резонансные трагические события (например, авиакатастрофа), устойчивые фобии и сформированные воспитанием личные установки и ожидания (например, страх войны или голода).
В качестве единицы измерения выбрали медиаюнг (MJng) в честь швейцарского психиатра и педагога Карла Густава Юнга. Медиаюнг выводится она основе трех показателей: присутствия страха в СМИ, его распространения в соцсетях и продолжительности обсуждения страха.
Мусорный полигон рядом с домом
Главный страх россиян, по данным исследований, – строительство мусорного полигона или мусороперерабатывающего завода в регионе проживания человека. Этот страх набрал 1092,34 МJng.
Главным образом, полагают авторы, это связано с активным сопротивлением местных жителей в Шиесе Архангельской области. Уже почти год они противостоят строительству мусороперерабатывающего завода, которое ведется без разрешительной документации.
«История архангельского протеста не только вызвала интерес СМИ и граждан в соцсетях, она стала модельной для других конфликтов вокруг строительства мусорных полигонов и мусороперерабатывающих предприятий: в Самаре, Кирове, Серпухове, Зеленограде, Ликино-Дулево и других городах», — пишут авторы исследования.
Важно, что тема экологических проблем в стране остается в повестке уже на протяжении полугода, а в первом квартале она входила в тройку лидеров по уровню приживаемости страхов.
Авиакатастрофа
Следующий по силе страх – гибель в авиакатастрофе (905,47 МJng). Исследователи связывают его возникновение с катастрофой, которая произошла 5 мая этого года в аэропорту Шереметьево, когда сгорел самолет SSJ100. Трагическое событие вывело тему авиакатастроф в топ обсуждений в соцсетях.
«Важной особенностью обсуждения трагедии стала фобия пользования новой российской техникой — более половины обсуждений инцидента в Шереметьево затрагивали тему надежности SuperJet», — пишут исследователи.
Однако этот страх не связан с распространенной фобией полетов. Это осмысление авиационных катастроф, которые происходили в последнее время в стране.
«В данном случае мы отсеивали посты, в которых пользователи соцсетей просто высказывали личный страх перед полетами вообще», — рассказывает Петр Кирьян, директор по медиапроектам КРОС.
Страх остаться один на один с пожаром
Сильные пожары весной 2019 года в Забайкалье, Иркутской области и на Урале сформировали этот страх россиян. Его рейтинг — 120,87 МJng. В социальных сетях пользователи писали о том, что люди остались один на один со стихией, о нехватке техники для тушения и механизмов оповещения о пожаре, сообщают авторы исследования.
После того как пожары потушили, заметной темой стала ликвидация их последствий и помощь пострадавшим людям. Последний вопрос стоит особенно остро, потому что помощь нужно оказать до наступления холодов.
Полицейский произвол
Помимо основных вышеупомянутых тревог россияне боятся столкнуться с полицейским произволом (56,94 МJng). Катализатором стали громкие дела этого года, например история с наркотиками, подброшенными журналисту Ивану Голунову. Досрочное освобождение руководителя чеченского отделения «Мемориала» Оюба Титиева, которого также обвиняли в хранении наркотиков, только увеличило общественный резонанс.
Подробнее ознакомиться с методологией исследования и результатами за II квартал 2019 года можно на сайте агентства. В апреле 2019 года результаты первого исследования показали: главные страхи россиян — взрывы газа в домах, резкий рост цен и гонка вооружений.
Компания КРОС, основанная в 1995 году, входит в сотню крупнейших коммуникационных агентств мира по версии ведущего отраслевого издания The Holmes Report. КРОС реализует коммуникационные кампании и помогает сформировать вокруг деловых и общественных проектов своих клиентов среду, которая позволит достигнуть лучших результатов. Имея большой опыт в проведении исследований в интересах клиентов, КРОС выпустила публичный экспертный продукт «Национальный индекс тревожностей».
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.