По данным Высшей школы экономики и Росстата, в России домохозяйства и магазины выбрасывают 17 млн тонн еды каждый год.
Торговые сети чаще всего выкидывают молочные продукты — 47% . Домохозяйства больше всего выбрасывают хлеб и хлебобулочные изделия, макароны и муку — 62%, картофель — 15% и молочные продукты — 5%.
Оказавшихся на помойке продуктов хватило бы, чтобы год кормить 30 млн человек. Это больше, чем россиян, живущих за чертой бедности.
Но вместо этого 94% невостребованных продуктов попадает на полигоны ТБО и свалки, где загрязняют почву, воду и воздух, выделяя токсины и парниковый газ.
Изменить налогообложение и создать банки еды
«Основное направление нашей деятельности – сбор остатков еды из всех возможных инстанций. Сейчас ни одна торговая сеть не отдает продукты бесплатно в наш фонд, потому что утилизировать выгоднее», — говорит АСИ Анна Алиева-Хрусталёва, вице-президент «Фонда продовольствия «Русь».
Это объясняется тем, что если компания отвозит продукты на полигон, у нее есть возможность часть налогов не платить. Для бизнесменов — это существенный финансовый плюс в пользу утилизации. Потому что если отдать продукты малоимущим, нужно нужно будет уплатить все налоги с этого объема.
Анна Алиева-Хрусталёва подчеркнула, что параллельно с изменением системы налогообложения нужно открывать банки еды в каждом регионе и развивать оперативный вывоз продуктов: «Это должна быть отлаженная система: в течение дня из множества точек продукты оперативно вывозятся на склад, где их сортируют и раздают малоимущим».
«Сейчас если у гранулированного кофе срок годности истек, мы его передать людям уже не можем. Это противозаконно. Но надо понимать, что товар утратил только свои маркетинговые свойства: стал менее ароматным, потерял немного вкусовые качества. Но кофе не стал ядовитым, его можно пить, потребительские свойства он не потерял. И есть люди, которые с удовольствием бы его взяли. Поэтому когда главные проблемы — налогообложение и банки еды — будут решены, можно еще подумать над изменениями в нашем санитарном законодательстве», — отметила вице-президент «Фонда продовольствия «Русь».
Подробнее с исследованием о выброшенных продуктах можно познакомиться на сайте РБК. Исследование провели эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и консалтинговой компании «ТИАР-Центр», основываясь на данных Высшей школы экономики и Росстата.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.