Директор АНО «Сказки у Камина» Наталья Перязева отметила, что медико-санитарная помощь становится лучше, люди живут дольше, соответственно, население мира стареет. Уже к 2050 году количество пожилых людей может увеличиться вдвое.
«Мы разработали онлайн-курс об особенностях старения и взаимодействии поколений «Старость, старение и эмпатия». Он нацелен на детей пятого-седьмого касса. Школьники узнают, почему в квартире пожилого человека нужно приклеить провода, а в ванной сделать поручни, что такое деменция, как бабушки и дедушки теряют обоняние и слух. Детям сложно представить, что взрослые могут чего-то бояться, но мы же знаем, что у пожилых много страхов, и рассказываем им об этом. Нам нужны системные изменения в отношении общества к старшему поколению. А они невозможны без воспитания детей, которым наблюдать нас в старости, и самим потом стареть», — поделилась на конференции директор «Сказки у Камина».
Директор по PR и фандрайзингу фонда «Вера»Елена Мартьянова рассказала, что организация волонтерской помощи пожилым людям очень изменилась с тех пор, как 25 лет назад открылся Первый московский хоспис.
«Сначала этим занимались медики, постепенно появился фонд, где стали работать координаторы, которые занимаются привлечением, обучением и сопровождением волонтеров. Какого бы возраста ни был волонтер, у него всего много вопросов и страхов в общении с пожилыми и больными людьми», — сказала Мартьянова.
Она отметила, что в Великобритании, например, очень большой процент волонтеров хосписов – это люди старше 60 лет. У «Веры» же на данный момент средний возраст волонтеров 30-40 лет.
Кандидат социологических наук, доцент Европейского Университета в Санкт-Петербурге Елена Богданова занимается исследованием системы долговременного ухода в Санкт-Петербурге и области. Она рассказа, какую роль играют соседи в помощи пожилым людям в сельской местности, где нет НКО и волонтеров.
«Мы разбирались, способны ли соседи, которые живут через дорогу, если это частный дом, или на одной лестничной площадке, если многоквартирный, компенсировать дефицит инфраструктуры. И увидели, что потенциал соседства достаточно большой, но соседская забота рассматривается как неформальный источник и имеет подводные камни», — отметила Богданова.
Во-первых, это не гарантированный ресурс, на который нельзя полагаться: соседи могут помогать, а могут и нет. Во-вторых, уход, который осуществляют соседи, не выходит за пределы дома: они захотят узнать, как дела, могут принести продукты, простые лекарства, но если нужен инсулин, сосед, скорее всего, не будет его доставать. Только семья берет на себя усилия и ответственность, чтобы предоставить человеку полный объем услуг, например, возить его в реабилитационный центр в другой город.
«И самое главное, общество довольно часто негативно относится к людям, которые заботятся о своих соседях. Их подозревают в корыстных целях, — говорит Богданова. — Есть хорошее решение: разработанная на федеральном уровне программа «Заботливый сосед», и она уже опробуется в разных регионах. Работает это так: сосед устраивается в Центр социального обслуживания на должность соцработника. Он получает какую-то очень маленькую зарплату. Но это формализованные отношения, и это самое главное. Соцработники не имеют права претендовать на какие-то вознаграждения, не говоря уже о недвижимости своих подопечных».
Подробнее о конференции «Общество для всех возрастов» можно прочитать на сайте.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.