Исследование основано на анализе СМИ и социальных медиа, единица измерения тревоги и ее проникновения в СМИ и социальных сетях — медиаюнг (MJng).
Фобии россиян оценивались присутствием темы в медиапространстве (суммарная оценка) и индексом приживаемости (значимость для граждан).
В указанном квартале самыми страшными по суммарной оценке темами для россиян стали стихийные бедствия (наводнения и пожары) — 293,48 MJng, произвол правоохранительных органов — 249,09 MJng — и авиакатастрофы — 200,71 MJng.
А индекс приживаемости показал, что больше всего за лето — осень 2019 года россияне боялись радиационного загрязнения, дефицита лекарств и снова произвола правоохранительных органов.
Благодаря индексу приживаемости выявленные фобии разделяют на актуальные и псевдофобии. У последних нет реального интереса среди граждан. По данным исследования, псевдофобиями стали иностранные шпионы и вмешательство в выборы.
Актуальные фобии
Полицейский произвол тревожил россиян и в прошлом квартале. Фобия родилась после акций в Москве, в результате которых началось «московское дело», активно обсуждаемое в СМИ.
Страх загрязнения радиацией возник в августе, после взрыва на военном полигоне «Ненокса» вблизи Северодвинска. В исследовании этот страх называют также «От нас скрывают правду».
Фобия дефицита лекарств появилась после ситуации с «Фризиумом», незарегистрированным препаратом. За его покупку сначала задерживали, но после решили ввезти 10 тыс. упаковок, чтобы обеспечить тяжелобольных детей. По последним данным, лекарство получили только 500 из 2 000 детей.
«2019 год — год, когда общество постоянно оценивает происходящее вокруг с позиции будущего. Жесткость правоохранительных органов во время уличных акций — это отдельное проявление или тренд? Снижение безопасности перелетов – это натяжка или все-таки надо системно работать над безопасностью перевозок в небе? Дефицит лекарств – новая реальность или эксцесс исполнителей, то есть чиновников всех уровней? Внимание к описанным проблемам вызывают дискуссии, которые выходят за рамки привычного «кто виноват и что делать», они становятся частью более общего диалога о том, куда идет и хочет прийти российское общество. Причем это диалог за пределами активистов или политиков, социальные сети – это простые граждане, которые не посвящают свои посты идеологическим спорам», — считает Петр Кирьян, директор по медиапроектам КРОС.
Подробнее с данными «Национального индекса тревожностей» можно познакомиться на сайте КРОСа.
Справка
«Национальный индекс тревожностей» показывает доминирующие в обществе тревоги и фобии, формируемые СМИ и жизненным опытом россиян. Исследование проводится на основе анализа СМИ и социальных медиа. Методика учитывает степень важности темы и длительность информационной волны при анализе СМИ, а также значимость темы для людей при анализе соцсетей. Замер проводится ежеквартально. Индекс позволяет изучить «серую зону» фобий граждан: регулярные социологические опросы не настроены на выявление персональных тревог, а пресса не может формировать информповестку, опираясь на частную жизнь граждан.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.