«Это просто бизнес»
Юрист и правозащитница Алена Попова сообщила, что преподаватели Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) требуют от студентов голосовать против закона о профилактике домашнего насилия на странице Государственной Думы во «ВКонтакте», где проходит анонимное голосование по этому вопросу.
«Во-первых, это нарушение сразу нескольких законов, во-вторых, это еще и шантаж студентов. Конечно, в нашей системе не удивительно. Но не значит, что надо спокойно к такому относиться. Напишу в Рособрнадзор: очень интересно, что они мне на это ответят», — написала Попова на своей странице.
Судя по опубликованному скриншоту, преподаватели просят голосовать против, потому что «такой закон уже есть, и это просто бизнес». По состоянию на утро 23 октября результаты анонимного опроса таковы: 86,35% выступает за принятие закона, 13% — против, остальные проголосовали, оставив комментарий под опросом. Вместе с тем в группах, посвященных патриархату, призывают голосовать против закона, называют его «людоедским», считают, что он уничтожит понятие «презумпция невиновности» и «больше никто не сможет чувствовать себя в безопасности».
Чтобы высказаться за принятие закона о профилактике домашнего насилия, можно написать письмо Вячеславу Володину через сайт Госдумы и в администрацию президента, где в произвольной форме кратко объяснить, почему закон важен. Также можно зайти на сайт Российской общественной инициативы и проголосовать там. Петицию с требованием принять закон подписали более 800 тыс. человек.
Что будет в законе о профилактике домашнего насилия
Текст законопроекта нигде не опубликован, но известно, что в нем будет определение термина «домашнее насилие» (сейчас он не закреплен законодательно в России). Кроме того, будет выделено четыре вида насилия: сексуальное, психологическое, экономическое и физическое. Инициаторы закона хотят также добиться введения охранных ордеров — судебных и полицейских, которые включают в себя запрет на угрозы, приближение, преследование, общение с жертвой и ее родственниками. Для человека, применявшего насилие в отношении близких, будет предусмотрено обязательное посещение специальных курсов по работе с гневом.
Кроме того, юристы настаивают на том, что все дела о домашнем насилии должны стать частно-публичными. Таким образом, государство будет обязано защитить жертву независимо от того, написала она заявление или нет. Сейчас дела о домашнем насилии в соответствии со ст. 20 УПК РФ относятся к частным, то есть пострадавшая должна не только написать заявление в правоохранительные органы, но и самостоятельно защищать свои права в суде. Без специального образования, как правило, это неэффективно и безрезультатно.
Декриминализация побоев и возврат к необходимости закона
Через год после декриминализации побоев в семье председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил о росте домашнего насилия из‑за декриминализации, а Европейский суд по правам человека сообщил, что получил от россиянок около ста жалоб о преследованиях и побоях со стороны близких родственников. Уже в конце 2017 года депутат Оксана Пушкина стала продвигать инициативы о возврате к разработке законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия».
Сейчас законопроект «Об основах системы профилактики домашнего насилия в РФ» дорабатывают члены трех рабочих групп: Совета федерации, Госдумы и Совета по правам человека при президенте РФ. В понедельник, 21 октября, в Госдуме прошли парламентские слушания, на которых эксперты сообщили, что полицейские регистрируют обращения о побоях в семье только в 56% случаев, сообщает «Коммерсантъ».
Профессор кафедры уголовного права СПбГУ Владислав Щепельков представил статистику преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов. В 70-75% случаях домашнего насилия жертвами становятся женщины, а если речь идет о насилии между супругами, их доля достигает 91%.
Адвокат и руководитель Центра защиты пострадавших от домашнего насилия при Консорциуме женских неправительственных организаций Мари Давтян отметила, что ежегодно центр получает более 1,2 тыс. обращений от пострадавших, а опросы показывают: 97% пострадавших, которые обратились в полицию, не получили никакой помощи.
Адвокат Анна Швабауэр заявила, что сейчас в российском законодательстве «есть все определения насилия», включая побои, клевету и оскорбления.
«Получается, что вы хотите сделать насилием любые действия, которые кому‑то не нравятся. По новому закону отнять у ребенка планшет — это тоже насилие», — цитирует Швабауэр «Афиша Daily».
Сейчас законопроект готовится к внесению в нижнюю палату парламента. Несмотря на полярные мнения о нем, Алена Попова оценивает его шансы на принятие как высокие.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен