«Я читала фрагменты из «Гарри Поттера», а потом мы говорили о насилии. Например, в истории домовых эльфов: неравноправные отношения становятся фундаментом насилия. Или в истории самого Гарри, которого семейство Дурсли могло лишить свободы и еды. Или, конечно, в непростительных заклятиях, которые олицетворяют и психологическое, и физическое насилие, и их абсолютную реализацию – лишение жизни. Вот так, за чтением пары глав из знаменитой истории обсудили, что такое насилие, на кого оно может быть направлено, что такое настоящее согласие и аутоагрессия и что делать, если в прямо в нашем, абсолютно реальном мире происходит недопустимое», – написала Анастасия Бабичева в своем посте в Facebook по итогам встречи.
Школьникам понравилось обсуждение, и они перечислили возможные темы для дальнейших дискуссий. Их заинтересовали вопросы психологического насилия, травли и стратегии поведения в такой ситуации. Актуальны для подростков и проблемы курения и наркозависимости, депрессии, религия, трудности подросткового возраста и здоровый образ жизни.
«Помимо фэнтезийного содержания, цикл романов о Гарри Поттере описывает семь лет взросления главных героев – с 11 до 18 лет, то есть охватывает весь подростковый период. Книги, кроме основной сюжетной линии, затрагивают множество личностных и межличностных ситуаций, конфликтов и сложностей. Например, в «Гарри Поттере» есть и травля, и психологическое насилие, и неравноправие, и множество других проблем. А работа со сказочным материалом, который тем более знаком практически каждому ребенку, делает разговор о сложных темах легче, а значит, эффективнее», – убеждена руководитель проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений».
Занятие со школьниками открыло проект Самарской областной детской библиотеки «Встречное движение», его куратор — сотрудница библиотеки Елена Сонис. Его проводят совместно с проектом «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений».
«Говорить о насилии – одно из важнейших профилактических средств. Насилие любит тишину. Что это значит? С одной стороны, самая опасная ситуация насилия – герметичная, когда пострадавший не имеет возможности вынести проблему за пределы ситуации «один на один». С другой стороны, очень часто насилие в целом становится возможным благодаря неосведомленности пострадавшего. Поэтому говорить о насилии нужно и важно, тем более с подростками. Подростковый период – важный и сложный этап взросления личности, когда высоки риски насилия и в коллективе, и в личном взаимодействии», – говорит Анастасия Бабичева.
В ближайший четверг в том же классе планируют прочитать и обсудить рассказ «Шекспиру и не снилось» писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак о проблемах семиклассников.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.