В России 57% детей живут в детских домах, потому что родителей лишили родительских прав или ограничили в них. Только у 24% сирот родителей нет в живых. Такие данные привела на заседании вице-премьер Татьяна Голикова.
«Очевидно, что одна из причин социального сиротства — несвоевременная или не оказанная в достаточном объеме социальная поддержка родителей. А также отсутствие налаженной профилактики в работе с семьей», — подчеркнула Голикова.
За последние 15 лет практически не изменилась профилактическая работа с семьями. После лишения родительских прав восстановить их удается менее чем 5% родителей. 36% детей живут в сиротских учреждениях из-за бедности родителей. Об этом сообщила член совета, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская.
Она отметила, что в российском законодательстве до сих пор не раскрывается понятие «интересы ребенка». Во всем мире основной приоритет — это работа с кровной семьей. В России же в одних случаях детей изымают из любящих, но бедных семей, в других — решают оставить ребенка в кровной семье, несмотря на то что ему там систематически наносят физические или психологические травмы.
«Главное — это привязанность и близкий контакт со взрослым, желание остаться в семье самого ребенка. У нас же это не учитывается практически никогда. Смотрят на бытовые условия, контроль за поведением, но не на это, — говорит Альшанская. — Одновременно с этим нет защиты ребенка от насилия. Нет механизма адекватной профессиональной оценки таких ситуаций».
Депутат Госдумы Ольга Баталина заявила, что лишение родительских прав должно стать крайней мерой, которая применяется к семье, это важно прописать в Семейном кодексе.
«Наша цель — сохранить родительское попечение в отношении кровного ребенка при возникновении в семье кризисной ситуации. Сегодня в законодательстве не прописано четко, когда есть основания для ограничения прав, а когда — для лишения. Ограничение прав в большинстве случаев должно стать обязательным этапом, предваряющим лишение», — сказала Баталина.
Кроме того, депутат Госдумы отметила, что недопустимо полностью изолировать ребенка от родителей: невозможно дистанционно восстанавливать и укреплять отношения в семье.
«Сейчас жесткий срок ограничения в правах — от шести месяцев с возможностью продления. Это неправильно. Срок должен зависеть от обстоятельств, которые привели к ограничению. Как только их удалось преодолеть, тогда и заканчивается срок. И все то время, пока родители ограничены в правах, они должны иметь гарантированную со стороны государства помощь: юридическую, социальную, медицинскую», — подчеркнула Ольга Баталина.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.