22 декабря в Экспоцентре на Красной Пресне в Москве прошла десятая благотворительная ярмарка «Душевный Bazar». Помимо участников из Москвы на ярмарку приехали гости из Подмосковья, Башкирии, Рязани, Санкт-Петербурга и Архангельска.
Среди участников — благотворительные фонды «Второе дыхание», «Старость в радость», фонд помощи бездомным животным «Котодетки», художественные мастерские «Окоем» (организация «Равные возможности»), социальный дизайнерский проект «Белолапик», Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор», учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов» и другие. Также на ярмарке прошли лекции центра «Благосфера» и показ «Подиум зрелой красоты».
По словам Инги Моисеевой, организатора благотворительной ярмарки «Душевный Bazar» и исполнительного директора D-Group.Social, устраивание события перед Новым годом — «это вызов для нас и всех наших партнеров».
«В эти дни в Москве проходят десятки, если не сотни событий, в том числе благотворительных. Очевидно, что «Душевный Bazar» — живой, некоторые площадки собирают толпы, и это классно. Люди делают свой выбор и идут туда, где им интересно. Для нас это хороший повод для аналитики: потом будем смотреть, что важно москвичам и тем, кто приехал к нам в гости», — рассказала Моисеева Агентству социальной информации.
В этом году, отметила Моисеева, особенно «много инклюзии, и это классно». Особенные люди работали на фуд-корте и своих площадках. Например, на стенде творческих мастерских «Окоем» для взрослых людей инвалидностью и без, можно было сделать временную переводную татуировку с рисунками особенных мастеров или купить футболку с авторскими принтами. «Окоем» вместе с театром-студией «Круг II» составляют Центр искусств.
Улитка программиста
«Это работа нашего художника Максима Лукьянова. Макс — очень живой, добрый и улыбчивый человек. Ходит один в спортзал, в бассейн. У него правильные представления о жизни, у него внутри — классное зерно. С ним приятно вместе работать. Макс окончил 21-й колледж, учился на оператора ЭВМ. На работу его никуда не взяли, хотя он до сих пор хочет работать программистом», — рассказывает ведущий специалист Центра искусств Лена Осипова.
В один из дней — совершенно случайно — оказалось, что Макс прекрасно рисует и «делает невероятные вещи», вспоминает Лена. Художник сначала прорисовывает все контуры фигуры, которые потом заполняет деталями, играя с объемами и текстурой. Так рождаются улитки, пингвины и цветочное сердце.
«Утро начинается с того, что Макс приходит и говорит: «Привет, Лена, программистом потом, сейчас — художник», — рассказывает Осипова.
От художников в «Окоеме» требуют полного включения в процесс, поясняет Лена. «У них это основная занятость, люди ходят, как на работу — 4-5 дней в неделю. Мастерские — это про жизнь и творчество, мы не ставим перед собой реабилитационных целей. Учим мастеров критическому мышлению, ответственности — в таком случае мы можем не вмешиваться в их работу, художники все делают сами», — говорит Осипова.
Все мастера разные. Кому-то нравится долго работать над одной вещью — например, светильником из каркасного папье-маше. Процесс непростой: сначала нужно согнуть каркас, затем оплести его, замешать папье-маше, украсить, вставить лампочку. Конструкция получается очень прочной.
Кто-то, наоборот, любит более простые рутинные действия, кто-то может часами вставлять веревочки, кто-то отлично работает с цветом и создает бусы, например. «Это тоже отдельный навык, не каждый сумеет!» — уверена Лена.
Работа для мамы
Иногда таланты открываются уже в процессе работы. Мария пришла в Социальную мастерскую нужных подарков (здесь подрабатывают многодетные мамы) в разгар подготовки к Новому году, когда все расписывали елочные шары. Маргарита Журавлева, создательница мастерской, спросила: «Рисовать умеешь?». Мария вспомнила что-то про школьную стенгазету. Попробовала — получилось.
«Смысл мастерской в том, что мы даем возможность мамам зарабатывать. По данным Росстата, более 70% многодетных семей живут за чертой бедности. Возможность подработать для мамы — большая радость. Многие ведь не могут устроиться в офис.
Женщины (а иногда и их мужья, и старшие дети) шьют игрушки, варят мыло, делают свечи из воска, рисуют картины. Обычно работают из дома — в этом и смысл, чтобы успевать и деньги зарабатывать, и за детьми следить.
Добрые пробочки
Один из региональных участников — Центр социальных технологий «Ломая барьеры» из Уфы, который направлен на социализацию и адаптацию детей с инвалидностью. В этом году сотрудники центра создали тактильный мини-парк: дорожка, стена и сенсорные клумбы с ароматными травами.
«Пятнадцать минут нахождения в этом парке дают эффект самореабилитации: развивается моторика, происходит психоэмоциональная разгрузка, улучшается координация движений. Это все — большой комплекс тактильной терапии, одно из средств реабилитации ребенка в домашних условиях. Это может сделать любая семья с любым бюджетом», — рассказывает директор центра Алина Хабирова.
На стенде центра гости ярмарки могли помочь в создании аналогичной стены — ее Хабирова с командой планируют подарить инклюзивной группе танца в московском ДК «Гайдаровец».
Одна из деталей тактильной стены — пробки от вина и шампанского разной толщины. Для создания одной небольшой доски нужно, кажется, не меньше сотни. Супруг Алины Радик ходит в национальном башкирском костюме, расшитом серебряными узорами и меховой шапке, и предлагает прохожим угощаться луговым медом. Радик рассказывает, как он раздобыл столько пробок.
«Договорился с местным заводом шампанских вин: пришел, объяснил задачу, и они сразу согласились», — вспоминает Радик.
Так у Центра социальных технологий появились бизнес-партнеры, а у винного завода — социально ответственная направленность.
Кто такая Инна
Центр лечебной педагогики был представлен сразу несколькими мастерскими: «Артель блаженных», мастерская ТОК, керамические мастерские «Дом Инны Эмейзинг» и «Особая керамика». В «Доме Инны Эмейзинг», например работают с керамикой и деревом. Названий у коллекций нет — каждый может выстроить свои личные ассоциации.
На вопрос о необычном названии преподавательница Женя рассказывает, что название выбирали всем коллективом — даже сохранилась «доска голосования».
«Инна — это современная румынская певица, у нее есть песня Amazing. У нас была участница, которая обожала эту Инну, и она предложила так назвать студию. Обычно мы слушаем другую музыку, но всем понравилось, как это звучит — «Дом Инны Эмейзинг», — рассказывает Женя.
Манул в рамке
Фонд «Заповедное посольство» недавно открыл магазин «Заповедные сувениры» — там продаются шерстяные зайцы, картины-манулы и другие вещи, сделанные в разных регионах России.
«Мы поддерживаем мастеров из разных уголков страны: валяные игрушки — это работа мастера Татьяны Сапельниковой из Воронежа, вязаные игрушки приехали из Хакасии, мед — из башкирского заповедника «Шульган-таш», резная ложка ручной работы — из Алтайского заповедника, чай — из национального парка «Угра», — рассказывает сотрудница стенда фонда «Заповедное посольство».
Новинка этого года — бар для взрослых «Душевный дзынь», в который мог прийти любой желающий старше 21 года и за фиксированную сумму получить неограниченный доступ к бару. В роли бармена себя попробовала Татьяна Константинова, исполнительный директор фонда поддержки слепоглухих «Со-единение».
К вечеру 22 декабря некоторые участники уже подвели итоги. Фонд «Жизнь как чудо» благодаря ярмарке собрал 209 488 руб. — об этом сообщила исполнительный директор фонда Анастасия Черепанова.
Подробные итоги «Душевного Bazar’а» станут известны в течение этой недели.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.