Международный конкурс «Тетрадка дружбы — объединяя детей планеты Земля» проходил с 1 ноября 2019 года по 6 марта 2020 года. Его участниками стали более 3 тыс. школьников из 48 регионов России и 15 стран мира.
Команды от трех до 30 человек разрабатывали социально значимые проекты, помогающие достигнуть Целей устойчивого развития ООН, и заполняли «тетрадки дружбы». «Тетрадка дружбы» — это социокультурный дневник, в котором школьники рассказывают о своем городе, о его проблемах и о том, как они могут быть решены. Команды работают парами, обмениваются заданиями и выполняют их. Организаторы оценивают совместную работу. Все проекты школьников уже реализованы.
«Сириус» — сборная команда 1 «Г» и 9 «В» пермской гимназии № 33 — написала в «тетрадке дружбы», что в их районе много одиноких пенсионеров, которые почти не выходят из дома, потому что нет доступного и интересного досуга.
Напарницей «Сириуса» стала команда из Калининграда, вместе они создали проект «Дорога памяти», приуроченный к празднованию 75-летия Победы. С помощью ТОС «Островский» для одиноких пенсионеров школьники устраивали физкультминутки, концерты, мастер-классы. В проект вовлекли 45 пенсионеров, 15 волонтеров и 25 родителей и школьников. Команда «Сириус» будет и дальше развивать проект. Местный совет ветеранов уже предложил провести у них мастер-класс по использованию гаджетов и серию спортивно-оздоровительных мероприятий. Будет также создан волонтерский отряд вместе с ТОС «Островский».
Команда пресс-центра «Дом на воде» учеников 6-10-х классов школы д. Лямина (ХМАО — Югра) занималась проблемой низкой успеваемости одноклассников. Многие школьники живут в родовых угодьях, расположенных в труднодоступной тайге, из-за этого часто опаздывают, а то и вовсе не приходят на учебу. Команда-напарница из Иванова предложила провести исследование культуры народа ханты и устроить занятия, повышающие интерес детей к учебе.
Итогом стали три взаимодополняющих проекта. Первый из них — «Стойбищные чтения». Чтобы добраться до родовых угодий хантов, команда проехала 100 км, 5 км пришлось преодолевать на «буранах» и один киломентр пешком. Там школьники провели урок чтения по творчеству югорской писательницы Марии Вагатовой (Волдиной).
Второй проект — «Семейные чтения»: родители и школьники выполняли задания по рассказу Ф.М. Достоевского «У Христа на ёлке», приняли участие в краеведческой и экологической игре «Сказки Ляминской земли».
Третий проект «Путь к успеху» — проект наставничества. Команда помогала второклашкам, два раза в неделю для них проводили занятия по математике, чтению и письму. Занятиям придумали названия: «Заниматика», «ПознавайКА», «ПрочитайКА», «Письмецо».
В общей сложности в проектах команды приняли участие более 100 человек.
Волонтерский отряд «Наш путь» — ученики 5-11-х классов гимназии № 41 из Новоуральска (Свердловская область) — сосредоточился на проблеме повышения экологической сознательности горожан. Команда-напарница из Республики Карелия предложила отряду провести в своей школе экомарафон. За месяц гимназисты устроили несколько экологических и образовательных мероприятий.
Для пятиклассников провели урок «Наш дом. Ничего лишнего» по выработке полезных экологических привычек, создали образовательный видеоролик «Чистый город начинается с тебя», провели серию мастер-классов «Подари вторую жизнь», сделали и развесили кормушки для птиц во дворе школы, организовали сбор пластика, макулатуры, использованных батареек и сдали их в переработку. Средства, вырученные от сдачи мусора, школьники передали в приют для бездомных животных. Волонтеры также собрали книги для детской библиотеки и настольные игры для реабилитационного центра.
Примеры других заданий, которыми обменивались участники конкурса «Тетрадка дружбы»:
— Как помочь ребенку с инвалидностью адаптироваться к образовательному процессу?
— Как побудить людей использовать шопперы вместо пластиковых пакетов?
— Как помочь детям и родителям лучше понимать друг друга?
— Как предотвратить риск возникновения лесных пожаров?
По итогам экспертной оценки выбрано 17 команд из Болгарии, Грузии, Чехии, Туниса, Санкт-Петербурга, Московской, Нижегородской, Калининградской, Тюменской, Ивановской и Свердловской областей, Пермского и Краснодарского края, Республики Карелия.
Список победителей опубликован на сайте Ассоциации «Тетрадка дружбы» в разделе «Медиа». Представители команд-победительниц получат возможность принять участие в Форуме инклюзивных социальных трансформаций #INFOCUS в женевском отделении ООН.
Конкурс организуют Национальная ассоциация развития образования «Тетрадка дружбы» и АНО «Организация «Вектор дружбы» при поддержке Фонда президентских грантов. Мероприятие включено в официальный план празднования 75-летия ООН в 2020 году, сформированный по поручению Министра иностранных дел РФ С. Лаврова.
Культурно-образовательный проект для школьников «Тетрадка дружбы» появился в Перми в 2004 году. В 2008 году он стал межрегиональным. К 2012 году проект получил статус всероссийской программы, объединив более 20 регионов России и около 500 тыс. участников. Сейчас в программе «Тетрадка дружбы» около 1,5 млн участников из 49 регионов РФ и 12 стран.
Международный конкурс «Тетрадка дружбы – объединяя детей планеты Земля» проводится с 2017 года. Он развивает детско-юношескую публичную дипломатию, объединяет школьников и педагогов из разных стран. Конкурс способствует формированию инклюзивной среды, в которой дети и подростки из разных культур умеют понимать и принимать друг друга, общаются и дружат, создают новые возможности для совместных добрых дел. За время проведения конкурса его участниками стали более 9 тыс. школьников и педагогов из 34 стран и 63 регионов России.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.