Исследование основано на анализе СМИ и социальных медиа, единица измерения тревоги и ее проникновения в СМИ и социальных сетях — медиаюнг (MJng). Фобии россиян оценивались по присутствию темы в медиапространстве (суммарная оценка) и индексу ее приживаемости (значимость для граждан).
В I квартале 2020 года выявили сразу три масштабных фобии, связанных с новой коронавирусной инфекцией. Людям страшно заразиться COVID-19, пострадать от экономических последствий пандемии, а также поменять привычные будни в условиях карантина. Также среди фобий-лидеров — российская политическая обстановка, падение рубля и цен на нефть.
Индекс приживаемости фобий показал: помимо коронавируса и его последствий, россияне продолжают беспокоиться по поводу экологических проблем и распространения ВИЧ-инфекции.
В том же исследовании КРОС определяет ненастоящие фобии — те поводы, которые широко тиражируются в СМИ, но не обсуждаются в социальных сетях. Сейчас это страх третьей мировой войны и войны с Турцией.
«Индекс тревожностей за первый квартал показал две ярких фобии. Первая – она пока нарастает – тема коронавируса. Если еще некоторое время назад это был страх перед неизвестным, то теперь это опасения заболеть и столкнуться с проблемами в связи с изоляцией. Вторая – страх политической неопределенности, резких перемен, он набирал обороты с 15 января (день выступления президента с посланием Федеральному Собранию и отставки правительства. — Прим. АСИ) и не утихает до сих пор, потому что каждые две-три недели появляется новый повод для обсуждения в соцсетях: смена правительства, поправки к Конституции, поправка Терешковой и решение Конституционного суда по ней», – прокомментировал Петр Кирьян, директор по медиапроектам КРОС и автор исследования «Национальный индекс тревожностей».
С более подробным описанием фобий россиян за первый квартал этого года можно ознакомиться здесь.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.