Как не спутать волонтера и жулика
С 21 марта заработала горячая линия ОНФ, на которой пожилые люди могут заказать продукты и лекарства, напомнил заместитель руководителя исполкома Общероссийского народного фронта (ОНФ) Дмитрий Поликанов.
По его словам, в ОНФ сразу задумались, как обезопасить пожилых людей от псевдоволонтеров. Первым шагом к этому стала многоступенчатая регистрация для тех, кто хочет помогать пожилым.
«Мы внимательно относимся к тому, что за люди хотят стать нашими волонтерами. У всех волонтеров есть бейджи с именем и логотипом, а также есть категорический запрет заходить в квартиру – настоящие волонтеры туда не стремятся и ничего от себя не предлагают», – отметил Поликанов.
Еще один способ проверить, волонтер перед дверью или мошенник, – спросить у него идентификатор. Это уникальный код заявки, который знает только настоящий волонтер, оператор кол-центра, который принимал заявку, и пожилой человек, который его заказывал. Также при любых сомнениях можно снова позвонить на горячую линию или в региональный штаб.
За все время работы горячей линии – а она работает во всех субъектах страны – на нее поступило 1,8 млн звонков. По словам Поликанова, только два звонка было от пожилых, столкнувшихся с мошенничеством.
«Еще раз призываю всех коллег и пожилых запомнить, что волонтеры не должны заходить в квартиры, а наоборот, максимально оставаться на пороге и на лестничной клетке», – добавил Поликанов.
Персональные данные
Обычно люди относятся легкомысленно к данным вроде адреса или номера телефона, отметила руководитель проекта «Все вместе за разумную помощь» Анжелика Иванова.
Однако персональные данные, попавшие не в те руки, тоже могут доставить много проблем. Например, копии паспорта достаточно, чтобы открыть микрозайм или фирму, купить сим-карту или оформить электронный кошелек. И пострадавшие не сразу узнают, что на них легла чужая ответственность за мошеннические действия. К тому же, если мошенник знает ваши ФИО и адрес, он может подделать и отправить вам письмо с требованием оплатить несуществующие штрафы. Или просто шантажировать.
Иванова отметила типичные мошеннические схемы: они связаны с различными компенсациями, коронавирусом, банковскими кредитами и штрафами.
Мошенники могут позвонить и сказать, что вам положена компенсация или социальная выплата, а после предложить перейти на сайт-дубликат и заполнить там анкету, в том числе, с указанием банковских реквизитов для выплаты.
«Вся информация о компенсациях и выплатах содержится только на официальных сайтах, которые, как пенсионный фонд, чаще всего уже владеют вашими персональными данными», — предостерегла Иванова.
Сетевые мошенники рассылают письма якобы от Роспотребнадзора или ВОЗ на тему борьбы с коронавирусом. В таких письмах обычно просят перейти по странной ссылке, после перехода на ваш компьютер может появиться вирус – электронный, не COVID-19. Нужно обращать внимание на адресанта подобных рассылок.
Также мошенники звонят с предложениями помочь оформить кредитные каникулы или вовсе освободить вас от кредитных обязательств. А еще присылают сообщения, что вы нарушили самоизоляцию и вам выписан штраф.
Следует помнить, что штрафы не приходят по смс или электронной почте, их присылают заказным письмом, напомнила Иванова. Если это случилось, необходимо обратиться в правоохранительные органы или к участковому.
Грабеж и кража персональных данных происходит и со стороны так называемых врачей – они сейчас тоже активизировались, готовы якобы лечить на дому, предлагают дорогостоящие лекарства, звонят в дверь. В этом случае нужно звонить в поликлинику.
Те же методы, то же решение
Сейчас вместе с эпидемией происходит истерика, подчеркнул президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин. И пока люди находятся в нервном состоянии, мало спят и много работают, этим пользуются мошенники.
По его словам, у мошенников изменилась только тематика жульничества, но методы остались теми же. А следовательно, и методы противодействия работают те же.
«Основной метод – мозг, умение дать себе несколько минут на то, чтобы вздохнуть, и не принимать решения в нервном состоянии», – сказал Берхин.
Например, эксперты отметили, что не стоит забывать о том, что благотворительные сборы на срочное лечение за границей сейчас идти не могут: из-за COVID-19 страны закрыты и в ближайшее время не откроются. Поэтому деньги, которые собирают на лечение, к примеру, в Израиле, могут попасть не в те руки.
Обсуждение состоялось на онлайн-конференции «Мошенничество во время пандемии», которую провело благотворительное собрание «Все вместе» 22 апреля. Запись трансляции доступна на сайте и в социальных сетях собрания.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.