Юристы Правозащитного центра «Мемориал» (*признан иноагентом) Татьяна Глушкова и Наталья Морозова направили в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу по делу актера Павла Устинова. В 2019 году его арестовали якобы за применение насилия к представителям власти. Актера приговорили к 3,5 годам колонии общего режима (прокурор просила шесть лет), но после общественного резонанса заменили наказание условным сроком и освободили.
Устинов и юристы считают, что в деле нарушены ст. 6 («Право на справедливое судебное разбирательство») и 11 («Свобода собраний») Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Мемориал» признал Павла политическим заключенным.
Право на справедливое судебное разбирательство
По российскому закону совершение преступления по ч.2 ст. 318 УК возможно только умышленно, поэтому суд должен был исследовать, умышленно ли Устинов причинил [сотруднику Росгвардии] Лягину вред. Однако суд безосновательно отклонил показания свидетелей защиты и самого подсудимого, а также видеозаписи, подтверждающие, что у Устинова не могло возникнуть умысла причинить вред здоровью полицейского. Версия событий суда совпала с версией участников группы захвата, отмечают юристы.
Российские суды также должны были исследовать вопрос, не были ли действия Устинова спровоцированы полицейскими. От ответа на этот вопрос российские суды уклонились.
Свобода собраний
Наталья Морозова объясняет, что обычно ЕСПЧ не признает нарушения права на свободу собраний, если заявитель говорит, что он просто проходил мимо. Но в деле Устинова юристы уверены, что его право на свободу собраний было нарушено.
«Во-первых, власти рассматривают его как участника акции и именно как участника судят во всех инстанциях вплоть до апелляции. В отличие от других протестующих, Устинову предъявлено уголовное обвинение, а в таких случаях ЕСПЧ допускает, что заявитель имеет право не свидетельствовать против себя. Во-вторых, уголовное преследование Устинова <…> имело явный «охлаждающий эффект» — то есть те, кто прочитал, что за выход на площадь можно получить «уголовку», теперь еще несколько раз подумают, участвовать ли в мирных акциях протеста. И в-третьих, всей этой ситуации могло бы не быть, если бы власти как положено выполняли свои обязанности — не разгоняли бы мирное собрание, а поддерживали порядок, как им предлагает ЕСПЧ даже в тех случаях, когда собрание не согласованное», — говорит Морозова.
По версии следствия, 3 августа 2019 года Павел Устинов присутствовал на несанкционированной акции в центре Москвы, выкрикивал лозунги и при задержании вывихнул плечо и тем самым «применил насилие, опасное для жизни или здоровья» сотруднику Росгвардии — сержанту Лягину (за время следствия Лягин получил повышение и стал старшим сержантом). Судья квалифицировал вину Устинова по части 2 УК РФ Ст. 318 — «Применение насилия в отношении представителя власти».
Устинов свою вину не признал. Он утверждал, что просто стоял в стороне, держа в одной руке телефон, а в другой — наушники. «Меня заломили, начали бить специальными средствами, я не сопротивлялся ни разу», — цитировала Павла «Медиазона». На видео, сделанном 3 августа на Тверской улице рядом со станцией метро «Пушкинская», видно, как несколько росгвардейцев нападают на Устинова, валят его на землю и начинают избивать.
Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.