На заготовительную базу ООО «Вторэкоцентра» в Ярославле поступило около 6 000 книг в качестве макулатуры — в основном классическая литература, собрания сочинений разных авторов. Директор организации Влас Бабичев решил, что пустить книги в утеплитель для стен можно успеть всегда, но все же приятнее, если их будут читать. Так возникла идея спасти библиотеку — Бабичев обратился к экоактивистам.
«Мы все выросли с мыслью, что книги несут ценность сами по себе. Поэтому идею найти им новый дом сразу же поддержали, — рассказала АСИ экоактивист, общественница в сфере РСО Татьяна Филиппова. — В системе осознанного потребления повторное использование считается более эффективным, чем переработка. Да, когда-то книжки снова окажутся в пункте сбора макулатуры — это естественный процесс — но, продлевая таким образом их жизнь, уменьшается количество свалок на планете».
У активистов было несколько вариантов, как можно спасти книги. Для начала их нужно было выкупить. Идею объявить сбор средств на это, а затем бесплатно отдать пришлось отвергнуть.
«При безвозмездной раздаче существует риск ненужного ажиотажа, после которого лишние книги могут отправиться на свалку, а это противоречит задумке, — пояснила Филиппова. — Думали о передаче книг в библиотеку. Но возникает два «но». Библиотеки предпочитают книги не старше 12 лет. Даже если это издание Пушкина, оно должно быть свежеотпечатанным. И им по большей части требуются современные авторы. Их было не так много».
Так активисты приняли решение устроить ярмарку с минимальным платежом в размере 30 рублей за книгу, который смог бы покрыть расходы на выкуп изданий, их погрузку и транспортировку. Ярославцы проявили большой интерес к мероприятию и забрали домой около одной трети книг. Выложить сразу всю библиотеку не позволила площадь помещения.
«Случались и забавные истории. Например, к началу второго дня пришли букинисты. Мы приехали пораньше, чтобы подготовиться, а они уже нас ждали. Взяв книги, довольные, пояснили: в Москве каждый том стоит по 600 рублей. Или один молодой человек, который два дня искал специфическую литературу про войну. И нашел. Такой счастливый ушел! Сказал, что нигде этих архивов нет», — добавила Филиппова.
Оставшимся книгам организаторы также планируют найти новый дом.