20 января Общественная палата России в письме Минюсту заявила, что готова помогать в разработке разъяснений о правилах отчетности НКО за средства, полученные от российских компаний с иностранным финансированием.
В конце 2020 года Госдума приняла несколько законов, ужесточающих правила для НКО, попавших в реестры иностранных агентов. По словам секретаря Общественной палаты РФ Лидии Михеевой, НКО с пониманием отнеслись к законам, нацеленным на защиту национальных интересов, обеспечение суверенитета и безопасности страны и граждан.
«Но в то же время задача государства — максимально понятно разъяснить некоммерческим организациям, как им теперь следует заполнять отчетность об объемах и целях расходования средств, полученных от жертвователей, у которых могут быть иностранные источники, поскольку юридические лица по закону имеют право не разглашать эту информацию. Могут иметь место случаи, когда добросовестных и ответственных представителей гражданского общества будут наказывать за невыполнение новых требований из-за неосведомленности. Нужно приложить все усилия, чтобы не допустить таких ситуаций», — отметила Михеева.
Общественная палата выразила готовность провести вместе с Минюстом экспертное обсуждение такой отчетности.
«Минюст через ОП РФ мог бы разъяснять НКО, как они должны исполнять новые требования законодательства, чтобы быть по-настоящему добросовестными и ничего не нарушить. Просто кто-то может не знать об изменениях, которые могут потребовать от НКО новых действий», — рассказала председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, директор Агентства социальной информации Елена Тополева.
Общественная палата попросила также продлить мораторий на предоставление такой отчетности.
По словам Тополевой, в 2018 году Минюст разработал форму отчетности за деньги, которые получила НКО от российских источников, в свою очередь имеющих иностранное финансирование.
«Тогда НКО стали обращаться в ОП РФ в связи с тем, что не понимали, как эти формы нужно заполнять, потому что у российских юридических лиц нет обязательства сообщать о своих источниках финансирования другим юридическим лицам — особенно у коммерческих компаний, поскольку эти сведения могут составлять коммерческую тайну. Поэтому НКО не может получить сведения в полном объеме и рискует отразить в форме неверные данные», — добавила Тополева.
На форму установили мораторий, в 2020 году его продлили, то же самое следует сделать и в 2021 году, считают в Общественной палате.