Выяснилось, что о работе обществ защиты прав потребителей в своих населенных пунктах знают или что-то слышали только 28%. Большинство из них (38-36%) жители городов от 500 тыс. до 1 млн человек и люди с высшим образованием (36%).
С точки зрения географии бесспорным лидером оказался Уральский федеральный округ – 44% жителей слышали о местных обществах защиты прав потребителей. Он на 10 п.п. опережает Южный федеральный округ, занимающий второе место по уровню информированности (34%).
Материальное неблагополучие сказывается на знакомстве с обществами защиты прав потребителей: из тех, кому денег едва хватает на еду, знают о существовании таких обществ только 15%, а из тех, кто не может позволить себе одежду и обувь, – 22%.
Влияет и род занятий: руководители среднего звена что-то знают в 36% случаев, квалифицированные специалисты – в 35%, а вот те, кто не работают и работу не ищут, информированы только в 19% случаев: разница почти двукратная.
Доверяют защитникам потребителей только 13% россиян. Заметно чаще (31%) это делают те, кто знает или хотя бы слышал о деятельности обществ в своем городе, поселке или селе. При этом те, кто едва сводит концы с концами, не только реже слышали о существовании обществ защиты прав потребителей, но и доверяют им только в 5% случаев.
Минимум активно не доверяющих (2%) был в 2014 году, в 2020-м показатель вырос до 7%. В целом за все время проведения мониторинга НИУ ВШЭ (2006–2020 годы) доля осведомленных о наличии обществ защиты прав потребителей в России находилась в пределах 33–45%, доверие к ним – в интервале 12–17%.
Общественную поддержку таких организаций пока нельзя назвать активной, но опросы населения показывают определенный потенциал: 3% россиян были бы согласны работать в них добровольно и безвозмездно, 2% даже готовы помочь с деньгами, а два-три процента в огромной стране – это уже миллионы человек.