В 2018 году по общественной инициативе начался пилотный проект, призванный создать систему долговременного ухода в некоторых субъектах страны.
Что такое СДУ
В 2022 году эту систему должны принять во всех регионах. Что нужно поменять и принять, чтобы все получилось, обсудили на круглом столе «Социальный пакет долговременного ухода и иные нововведения: как помочь, не навредив», который прошел в Общественной палате РФ 18 марта.
- Система долговременного ухода — система, основанная на межведомственном взаимодействии; система организации социальных, медицинских, реабилитационных, абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе.
- Уход — совокупность действий по обслуживанию нуждающихся граждан, обеспечивающих им безопасность проживания, оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия, облегчения болезней, предотвращение осложнений.
- Пакет — это гарантированный перечень и объем услуг, созданный в соответствии с индивидуальными потребностями человека. Перечень услуг, которые будут оказывать в системе долговременного ухода, еще проходит апробацию. Это большой список, в него входят — готовка и кормление, обеспечение гигиены, поддержка здоровья.
Это те определения, которые еще не внесли в законодательство, но использовали во время пилотного проекта, рассказал Тарас Васько, директор Департамента социальной защиты и социального обслуживания Минтруда России.
На СДУ планируют выделять деньги из федерального бюджета. Планируется, что система будет иметь три уровня: на первом выделяется от 7 до 14 часов ухода в неделю, на втором — от 14 до 21 часа и на третьем, самом тяжелом — от 21 до 28 часов.
Под каждого человека будут формировать индивидуальный пакет услуг; более того, его будут пересматривать ежегодно: добавлять или убирать что-то по потребностям.
Вопросы к системе
Перед тем, как повсеместно внедрить СДУ, нужно обсудить все проблемные вопросы. Елизавета Олескина, директор благотворительного фонда «Старость в радость», отметила, что в России не занимались проблемами долговременного ухода десятки лет, это затормозило развитие системы в стране по сравнению с другими государствами.
Первый вопрос к СДУ — какая у нее целевая аудитория, кому оказывать помощь. Внутри этого вопроса есть еще несколько: обеспечивать ли долговременный уход тем, кто младше 18 лет, как быть с людьми без инвалидности, но уже нуждающимися в поддержке?
В СДУ предполагают только 4 часа бесплатной помощи в день, но что делать с людьми, которым помощь нужна сутками, как соотносить это с системой ЛОУ (лиц, осуществляющих уход за инвалидом).
Не обойтись и без вопросов финансирования и законодательного закрепления. Например, в Тамбовской области за время пилота СДУ (с 2019 по 2021 год) приняли 17 нормативно-правовых актов, чтобы все заработало.
Вопросы есть и к праву выбора нуждающегося человека: и услуг, и поставщиков. Из этого вытекает вопрос равного доступа НКО, бизнеса и государства к оказанию этих услуг. Право выбора касается и случая, если в семье есть ЛОУ, которое не хочет подпускать к своему подопечному других людей. В этом случае нужно подумать, как правильно помочь такой семье, а таких достаточно.
Чужие люди
Фонд «Старость в радость» провел опрос среди ЛОУ, чтобы узнать, как они и их подопечные относятся к помощи государства и СДУ.
Среди основных страхов, преследующих людей в теме долговременного ухода, — чужие люди, которые придут оказывать услуги, и сокращение бюджета семьи. В случае «чужих людей» — этот страх отметили 37% опрошенных ЛОУ — фигурировали ответы «чужих не пустим», «никто не справится так, как я», сомнения в квалификации и добропорядочности специалиста СДУ.
Вопросом сокращения семейного бюджета обеспокоены 14% опрошенных: они боятся, что за услуги придется много платить, а пособие ЛОУ отменят.
Вместе с тем почти половина опрошенных (45%) заявили, что страхов у них нет: хуже уже не будет, терять нечего.
Светлана Штаркова, руководитель общественного движения «Право на уход», которое объединяет ЛОУ по всей стране, отмечает обеспокоенность ЛОУ внедрением системы долговременного ухода. С одной стороны, в движении приветствуют систему, потому что государство наконец признало, что уход за человеком с инвалидностью — это работа. С другой — не понимают, почему этот уход хотят поручить постороннему человеку.
По ее словам, для системы нужно найти более 500 тысяч новых соцработников, мотивировать и обучить их, а потом направить в те же семьи, где уже есть ЛОУ. Штаркова предлагает позволить ЛОУ оформиться в качестве соцработника в новой системе долговременного ухода.
Обсуждение продолжится; по итогам встречи вопросы и предложения соберут и направят по адресатам. Запись круглого стола можно посмотреть здесь.