По предварительным данным, стрелял бывший ученик школы. Ему 19 лет.
Подобные ситуации не в первый раз случаются в России и мире, когда взрослые вовремя не помогают ребенку выйти из кризиса, говорит Мария Зеленова, клинический и кризисный психолог, эксперт благотворительной организации «Журавлик» и программы «Травли.Net».
«Насколько я знаю, это бывший ученик школы, его отчислили за неуспеваемость. Вероятно, его травили, — предположила в разговоре с АСИ психолог. –
Он не смог справиться с ситуацией, не продолжил обучение в других заведениях. Очень важно уделять профессиональное внимание постановке психиатрических диагнозов и своевременному лечению. Вероятно, у ребенка развивалось психопатическое состояние. И обстоятельства, невозможность получить адекватное лечение довели ситуацию до критической».
Позиция Зеленовой — нужно менять систему на государственном уровне, принимать законы о домашнем насилии, насилии в школах и буллинге, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности и получал поддержку от взрослых.
Елена Альшанская, руководитель фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», тоже считает, что причина трагедии в «неблагополучии школьной системы».
«… В атмосфере страха перед экзаменами, взаимного недоверия и неуважения школьного коллектива, родителей и детей. В непонимании психологии подростка взрослыми, которые рядом. Хорошо бы научиться лечить там, где сломано, а не где очередной краник завинтить можно и что-то распилить», — написала Альшанская в Facebook.
Анна Межова, руководитель Благотворительного фонда «Сохраняя жизнь», обращает внимание: важно помочь тем детям, которые были в этой школе в день трагедии и выжили. Но в России нет ни одного квалифицированного центра для реабилитации детей и их семей, где они могли бы получить качественную психологическую помощь после трагедии.
«Сейчас краткосрочно помогут психологи МЧС, а потом все забудут о жертвах, это всё мы отслеживали с участниками предыдущих трагедий. Почитайте истории жертв катастроф, по их жизням можно наглядно проследить последствия травмы такой силы и ее разрушительного воздействия на психику», — припомнила Межова.
«В сетях активные дискуссии о том, возможно ли такое в принципе предотвратить или невозможно. Какие технологии стратегически результативнее — контроль за оружием/запрет владения оружием, выявление эмоционально нездоровых людей, усиление охраны школ или тотальная перестройка системы образования. Одно бы сказал — панацеи нет, и каждая правильная технология работает на устранение какой-то части рисков. При одном условии — если она соблюдается», — написал в Facebook Александр Спивак, председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Что произошло в школе
Утром 11 мая в школе №175 в Казани бывший ученик открыл стрельбу. По неподтвержденным данным, это 19-летний Ильназ Галявиев.
Галявиеву назначат комплексную психолого-психиатрическую экспертизу, чтобы определить в том числе мотивы его действий. Его оружие было официально зарегистрировано.
Глава Татарстана Рустам Минниханов сообщил, что погибли девять человек. Семеро восьмиклассников: четыре мальчика и три девочки, один учитель и одна женщина. Еще 18 детей — в больнице.
Глава Комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн заявил, что в школе не было охраны, только тревожная кнопка. «РИА Новости» сообщило со ссылкой на слова заместителя директора школы №175 Галины Ухвановой, что учебное заведение охраняла вахтерша, а частное охранное предприятие работало в школе три года назад.
СК возбудил уголовное дело о массовом убийстве. Президент России Владимир Путин поручил главе Росгвардии срочно разработать новое положение о видах оружия в гражданском обороте с учетом стрелкового вооружения, которое использовал нападавший в школе.
В Татарстане проверят все учебные заведения и усилят меры безопасности. 12 мая в республике объявили днем траура, во всех школах Казани отменили занятия.
Власти Казани выплатят по миллиону рублей семьям погибших. Тем, кто получил ранения тяжелой и средней тяжести — 400 тыс. рублей, легкой степени тяжести — 200 тыс. рублей.