Общество склонно считать людей с ментальными особенностями потенциальными правонарушителями, утверждает политолог Екатерина Шульман. Как только происходит привлекающее всеобщее внимание преступление, сразу начинаются разговоры о том, что виноваты люди с ментальными нарушениями, «психически больные» и так далее.
При этом российские и западные исследования свидетельствуют о том, что люди с ментальными особенностями и аутизмом в частности с большей вероятностью становятся жертвами преступлений, а также чаще имеют проблемы и конфликты с полицией.
По словам психоактивиста и руководителя проекта «Аутизм и правосудие» Саши Старость, российская законодательная система не предусматривает никакого особенного подхода к людям с аутизмом и не информирует об их особенностях сотрудников полиции.
«Симптоматику аутизма часто принимают за наркотическое или алкогольное опьянение, хулиганство. В некоторых случаях люди с РАС могут получить реальный тюремный срок», — подчеркивает она.
Основная сложность, по ее мнению, состоит в том, что человек с диагнозом РАС может выглядеть абсолютно здоровым и может жить самостоятельно, но порой он не понимает сложный социальный контекст и последствия своих действий.
Вторая проблема в том, что РАС — это плавающее состояние, которое может обостриться при стрессе. В случае задержания полицией у человека, к примеру, может пропасть речь или он может отреагировать агрессивно.
Адвокат и правозащитник Мария Эйсмонт видит решение в специальных программах и тренингах в полицейской среде.
«Среди полицейских достаточно понимающих и сочувствующих людей. Другой вопрос, что большинство из них вообще не в курсе, что такое РАС, и часто его путают с другими состояниями. Здесь ничем, кроме разъяснительной работы, не помочь», — уверена Эйсмонт.
Руководитель Центра проблем аутизма Екатерина Мень уверена, что нужно работать и с самими людьми с аутизмом: они должны быть обучены, как им себя вести при контакте с полицией и к кому обращаться за помощью. Кроме того, нужно серьезно заниматься построением «социальных паттернов поведения».
«Люди с РАС ежедневно сталкиваются не с арестами или обысками, но с охранниками, вахтерами, продавцами — вот настоящее минное поле. Но общество никогда не будет столько знать об аутизме, чтобы снять все проблемы. Мы, в первую очередь, должны научить людей с РАС общественным правилам и рамкам. Это двусторонняя история», — подчеркивает эксперт.
Саша Старость сообщила, что команда проекта «Аутизм и правосудие» работает над ботом, который поможет людям с РАС тренировать контакты с полицией в формате VR, оттачивая определенные скрипты. По ее словам, это оказалось неожиданно эффективно, потому что полицейские также разговаривают скриптами. Однако лучшим вариантом будет организовать пространство, где люди с РАС и правоохранители могли бы взаимодействовать и тренироваться в естественной среде.
Круглый стол о том, как людям с аутизмом защитить себя при столкновении с полицией, прошел с Москве в выходные и был частью программы международной конференции «Аутизм: вызовы и решения», проходящей в Москве с 23 апреля по 23 мая.