По данным «Левада-центра» (внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента), 27% россиян не вполне доверяют благотворительным организациям.
Среди этих людей есть потенциальные доноры, спонсоры и партнеры, с которыми фандрайзеру нужно строить доверительные отношения. Если привычные методы не работают, нужны новые, непривычные. Наступает время для креативного мышления.
Три части
Алексей Газарян, консультант по социальным и благотворительным проектам, выделяет три составляющих креативного мышления.
- Персональные навыки. Это умение человека искать необычные подходы к решению задач. Чтобы их развивать, Газарян советует менять привычки и пробовать что-то новое, начать с того, например, чтобы дойти от метро до дома непривычным маршрутом.
- Командный потенциал. Руководителю нужно настроить команду на поиск новых идей, объяснить, какую задачу необходимо решить, и учитывать мнение каждого.
- Культура организации. Креативность должна быть «встроена» в рабочий процесс. Боятся ли сотрудники предлагать идеи? Есть ли в НКО планерки, на которых можно обсудить такие предложения? Нужно создать безопасное пространство для креатива.
«Руководители удивляются: «Что-то нет идей в команде». А откуда им взяться, если любая идея сразу оценивается, критикуется и отбрасывается. Креатив — это пространство, где критику нужно дозировать», — объясняет Газарян.
Взглянуть на бизнес
Один из способов добавить креативности — подсмотреть у других. Например, можно изучить, какие приемы использует бизнес.
Популярный способ — убрать все лишнее. Компания Uber отказалась от диспетчеров и таксопарков, оставив заказчика и водителя один на один. А для удобства взаимодействия сделала платформу.
Компания Pringles сделала чипсы в виде мокрых листьев. А Cirque du Soleil скомбинировал цирк и театр.
И подсмотреть у коллег
Алексей Газарян предлагает вспомнить, какие креативные идеи НКО запомнились. Многие из них можно адаптировать под свои нужны и повторить.
Например, акция «Рубль в день» построена на максимальном упрощении. Фандрайзер НКО может использовать проекты своей организации и сделать их понятнее.
Фото: Марина Некрасова / АСИ
В 2011 году фонд «Справедливая помощь Доктора Лизы» организовал благотворительный стриптиз. Входным билетом на шоу была теплая одежда, которую передали бездомным.
Событие вызвало резонанс, поэтому фонду удалось собрать много вещей. Газарян советует подумать, где еще аудитория не ожидает увидеть благотворительность: в огороде, букмекерских конторах или полиции?
Как включить креативное мышление?
Креативные идеи редко приходят сразу: надо пробиться через банальность. Но есть несколько лайфхаков, как настроить мышление на поиск необычных решений.
- Правила и порядок. Любой креативный процесс подвержен логике и должен ей следовать.
- Отсутствие критики или ее дозирование. Сложно достичь положительного результата, если преобладают негативные эмоции.
- Не бояться экспериментировать и предлагать глупые идеи. «Нужно не бояться сойти с ума», — объясняет Газарян.
- Приступать к поиску новых идей только после отдыха.
- Свежий воздух. Ученые предполагают, что прогулки влияют не только на настроение, но и концентрацию, рабочую память и психику в целом.
- Смена обстановки.
Три стадии работы
Любой креатив начинается с вопроса: какую задачу нужно решить НКО? Повысить уровень доверия, найти новых доноров, привлечь средства на проект? Под задачу выбирают метод.
Вторая стадия — расширение. Команда предлагает креативные идеи: чем больше, тем лучше. На этом этапе надо забыть про ресурсы и возможности.
«У нас как любят: начинается наброска идей, а в ответ: «Не, мы это не потянем», «Не, ну похожее было», «Не, это не работает». Наша задача — создать многообразие, а выбрать еще успеете», — объясняет Алексей Газарян.
И только на стадии «сужения» можно выбрать лучшие идеи, которые соответствуют критериям и возможностям организации.
Методы креативного мышления
Обратный мозговой штурм. Этот метод похож на «вредные советы» Григория Остера. НКО нужно понять, какая цель перед ней стоит, и подумать, в каком случае ее точно не получится достигнуть. Когда будет много вариантов — оттолкнуться от обратного.
Например, организации нужно повысить уровень доверия. Это невозможно сделать, если НКО обвиняют в мошенничестве, нецелевом расходовании средств. Противоположная ситуация — рассказать, как удалось сэкономить и грамотно распределить пожертвования и грантовые средства.
Фото: Марина Некрасова / АСИ
«Фандрайзинг — это эмоциональная история. Эмоции захватывают донора, рациональность его поддерживает. Поэтому нужно придумывать необычные истории, заинтересовать», — считает Газарян.
Брейнрайтинг. Это групповой метод работы в полной тишине. Каждому участнику группы дают листок, на котором он должен написать несколько идей. Время ограничено: от трех до десяти минут.
После этого листки передаются по кругу. Теперь задача каждого — развить идею соседа. Так группа передает листки до тех пор, пока к каждому не вернется его лист.
Главные правила брейнрайтинга: не критиковать, соблюдать тайминг и не бояться предлагать необычные решения. Потом команда обсуждает все идеи и выбирает лучшие.
Декодер. Команде показывают изображение и просят называть ассоциации. Каждую идею сопоставляют с вопросом и смотрят, насколько возможно их объединить.
Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.