Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Новости

Какие проекты ждут организаторы конкурса «Москва – добрый город»?

Какие проекты готов поддержать город и каких ошибок важно избежать участникам – в материале АСИ.

Фото: Romain V / Unsplash

Сотрудники Департамента труда и социальной защиты Москвы вместе с экспертами конкурса «Москва — добрый город» рассказывают, как НКО-участники могут увеличить свои шансы на успех.

Организаторы конкурса подчеркивают: по всем направлениям приветствуются проекты, благодаря которым москвичи смогут получить больше услуг, чем предлагает город.

Сверх стандарта

Павел Келлер, замруководителя ДТСЗН по вопросам социального обслуживания, выделяет несколько областей, в которых проекты НКО с высокой вероятностью получат поддержку на конкурсе «Москва — добрый город».

«Это могут быть схожие с социальными услугами действия НКО, но сверх стандартов социальных услуг, либо это могут быть услуги и проекты, связанные с борьбой с одиночеством», — говорит Келлер.

Раньше две трети услуг и три четверти рабочего времени социального работника уходило на доставку продуктов и лекарств нуждающимся в помощи, отмечает Павел Келлер. Сегодня стандарты услуг стационарного обслуживания включают сопровождение на прогулке, приготовление горячей пищи, смену постельного белья, стирку, комплексную уборку.

«Естественно мы не претендуем на то, чтобы этот объем помощи удовлетворил каждого человека. Например, сопровождение на прогулку по стандарту — раз в неделю. Приготовление горячей пищи тоже стандартизировано, есть определенное меню, и от него сложно отойти по времени».

«Услуги, связанные с превышением объема, гарантированного государством, с превышением стандартов, но в отношении тех людей, которые признаны государством нуждающимися в социальной помощи, — это те проекты, которые могут быть поддержаны с нашей стороны», — заверил Келлер.

Бороться с одиночеством

Особое внимание стоит уделять одиноким людям, подчеркивает он. По данным ДТСЗН, сегодня более 56% москвичей старше 80 лет одиноки.

«Без помощи НКО мы не сможем бороться с одиночеством, а для большого города это, действительно, большая проблема. Здесь нам важно участие всех некоммерческих организаций, готовых проводить время с жителями города, у которых больше никого нет. Важно, чтобы помощь получил каждый москвич не только в уходе, но и в общении», — говорит Келлер.

«Это была бы серьезная синергия, если бы НКО могли предоставить такие «кастомизированные» услуги: отвести бабушку в кино, в театр, на выставку, принести ей букет цветов, почитать книгу – это очень важно для тех, кто остался один. Если бы сейчас нам предложили такие услуги, которые дополняют наши усилия, мы бы их поддержали», — отмечает Александра Александрова, первый замруководителя ДТСЗН.

На стыке медицины и соцзащиты

Также помощь НКО нужна в медицинских учреждениях. В приемных отделениях больниц есть много запросов, которые могли бы удовлетворить некоммерческие организации: например, обеспечить бездомного пациента одеждой, выяснить, откуда его привезли, решить, как транспортировать человека, которому уже оказали помощь, если речь идет о мигрантах — связаться с землячествами и т.д.

«Город ждет предложения на стыке соцзащиты и медицины», — говорит Алексей Володин, замруководителя ДТСЗН.

Сделать интернат и пансионат домом

Сохранение качества жизни горожан – одно из самых популярных направлений в конкурсе грантов «Москва — добрый город». В том числе речь идет о жителях ПНИ и ПВТ.

«Очень хочется, чтобы мы перестали быть ПНИ и пансионатами. Мы — дома-интернаты. Первое слово — дом. Без помощи НКО мы не сможем стать домом, у нас не хватит ресурсов, сил, заботы», — констатирует Оксана Шалыгина, замруководителя ДТСЗН.

По информации ДТСЗН, в московских домах-интернатах живет более 15 тыс. человек, и всем им нужно общение, внимание, коммуникация. При этом в системе всего около 8,5 тысячи сотрудников, включая адмнистративный персонал. Еще чуть более 200 человек — постоянные волонтеры, те, кто приходит в дома-интернаты чаще двух раз в неделю.

Помочь выйти во внешний мир

«С нами сейчас сотрудничают 33 НКО. Хотелось бы больше. У нас в чем потребность? Очень важно, чтобы те, кто может, жили самостоятельно. Прежде всего нужно создать среду с мотивацией на выход во внешний мир. Нам нужно, чтобы приходили и мотивировали их, и работали с ними, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни», — продолжает Шалыгина.

Департамент поддерживает развитие проектов сопровождаемого проживания и приглашает НКО участвовать в этой деятельности.

«Если мы говорим про пожилой контингент, очень здорово, если вы будете приходить и заниматься с ними. Им нужно внимание, их нужно подержать за руку, с ними нужно погулять… Мы без этого не справимся», — подчеркнула Оксана Шалыгина.

33 НКО за год провели в московских домах-интернатах 3,5 тысячи мероприятий. 2 тысячи из них были онлайн, но в департаменте надеются, что в ближайшее время будет возможность чаще переходить в очный режим.

Стать шариком на елке

В сфере помощи семье и детям город вместе с НКО продолжает внедрять единую технологию работы семейных центров: раннее выявление фактов нарушения прав и законных интересов ребенка и организация работы со случаем.

Это базовая технология, которую ДТСЗН реализует уже третий год вместе с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, Таганским детским фондом и другими партнерами.

«Базовую технологию мы для себя называем елкой. Сейчас, в этом конкурсе, нам нужны шарики и другие елочные игрушки — по конкретной проблематике, связанной с семьями», — говорит Екатерина Бербер, замруководителя ДТСЗН.

Речь об узконаправленной, точечной работе в исполнении НКО, которая позволяет базовой технологии работать лучше, поясняет Бербер.

«Точечные» решения в работе с семьей

Например, в 2021 году департамент в партнерстве с фондом «КАФ» работал с семьями, в которых детям только что диагностировали сахарный диабет первого типа.

Исследование, проведенное Благотворительным фондом «КАФ» в ходе программы «Альфа Эндо», показало, что на фоне социальных проблем в семье часто начинаются проблемы с контролем состояния ребенка с сахарным диабетом первого типа.

Проект, реализованный «КАФ» при поддержке ДТСЗН, позволил активно выявлять такие семьи в медицинских организациях и передавать в учреждения соцзащиты для адресной социальной поддержки. Таким образом семье была обеспечена комплексная, и медицинская, и социальная помощь.

Ее получили более 200 семей с детьми, у которых выявлен сахарный диабет первого типа. Почти в каждой второй семье, охваченной проектом, было четыре и более социальных проблем, не считая инвалидности ребенка, отмечают представители фонда «КАФ».

«Мы планируем в 2022 году продолжить эту тему и поработать с семьями, в которых детям поставлен онкологический диагноз, — рассказывает Бербер. — Мы уже вышли на взаимодействие с больницами, где такие дети есть».

Другой проект осуществлялся совместно с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения.

«Они взяли интересную тему, узкую, в дополнение к нашей базовой технологии работы со случаем: как мотивировать родителей на сотрудничество со специалистами наших служб. Без этого маленького элемента сложно выстраивать работу с семьей, и мы надеемся, что продолжение этой темы будет заявлено в 2022 году», — говорит Екатерина Бербер.

Еще примеры таких точечных партнерских инициатив с участием ДТСЗН — выстраивание системы работы супервизоров, развитие службы медиации в Москве, создание подростковых клубов в семейных центрах Москвы.

«Что касается 2022 года, нам интересна как отдельный элемент работа с семьями, в которых есть алкогольная или наркотическая зависимость, — такие технологии будут востребованы», — подчеркнула Бербер.

По ее словам, уже есть предварительная договоренность о проекте сопровождения детей в больницах — сирот, которых госпитализируют, и детей, которые попадают туда по актам о безнадзорности. «Мы договорились с организацией, надеюсь, они заявятся на грант и у них получится выиграть», — говорит Екатерина Бербер.

Методики для тиражирования

«Именно в направлении помощи семье НКО часто становятся авторами методик, а мы их тиражируем, — комментирует Александара Александрова. — Тех, кто владеет методиками, мы очень ждем на конкурсе».

Александра Александрова. Фото предоставлено Департаментом труда и социальной защиты г. Москвы

По словам Александровой, в поле зрения департамента находится 300-350 организаций такого профиля. Многие из них участвовали в конкурсе «Москва — добрый город», победителями стали около 60. «Направление очевидно востребованное, огромное поле для внедрения», — подчеркнула Александра Александрова.

Ресоциализация бездомных

В 2021 году Центр социальной адаптации имени Глинки подписал соглашения о сотрудничестве с 29 московскими НКО. Создали рабочую группу, регламент работы, с каждой организацией определили сферу работы.

Сейчас городу уже не хватает своих площадок, чтобы помогать бездомным. Нужны парикмахерские, помещения для дезинфекции одежды, прачечные.

Фото: Мария Муравьёва/АСИ

Другое важное направление – проактивное выявление бездомных. НКО могут помогать доносить помощь до тех, кто боится или стесняется обратиться за поддержкой.

«Нужна психологическая помощь – не разовая, а постоянное сопровождение. Нужны программы ресоциализации бездомных – сейчас мы их отрабатываем с колес. Если у НКО есть комплексная программа ресоциализации: от момента выявления до восстановления в обществе, это было бы большой поддержкой», – уверена Людмила Ветрюк, замруководителя департамента по вопросам помощи бездомным. 

Также департамент ждет проекты юридической и доврачебной помощи.

В зоне самой высокой конкуренции

> 1
млн людей с инвалидностью живет в Москве

Организаторы конкурса предвидят, что у проектов помощи людям с инвалидностью на конкурсе «Москва — добрый город» будет очень высокая конкуренция, соответственно требования к качеству заявки возрастут.

«В последнее время все так быстро развивается, что устоявшихся методик у нас просто нет, их надо постоянно трансформировать, — говорит Алексей Володин, курирующий это направление. — Наверное, наша главная победа за последние годы в том, что мы начали работать с НКО сообща. Потому что они более гибки, более выносливы, у них больше возможностей в решении стоящих перед нами задач».

«У нас нет цели поддержать некоммерческие организации. У нас есть желание совместно решать конкретные задачи. Поэтому основной вопрос для всех, кто хочет участвовать в конкурсе, — приведет ли ваш проект к повышению качества жизни горожан», — подчеркивает Володин.

Работа с фактом и заранее

Он отмечает, что в Москве уже создана хорошая, разносторонняя система реабилитации людей с инвалидностью. Есть школы, реабилитационные центры, есть поддержка некоммерческого сектора, закупки услуг реабилитации у НКО и бизнеса.

«Но мы с вами постоянно работали с фактом. Факт — это человек с инвалидностью, мы его обеспечиваем ТСР, реабилитацией, образованием и т.д. Сейчас нам хочется раздвинуть эти рамки, начать работать до факта, до того, как человек окажется в трудной жизненной ситуации», — продолжает Володин.

Сейчас у ДТСЗН сразу два таких проекта. Во-первых, речь идет о о работе с людьми, которым предстоит первичное протезирование конечностей.

«Наша задача, получив из системы здравоохранения информацию о случаях первичной ампутации, плановой ампутации, прийти к человеку заранее и рассказать, какие меры поддержки от города будут, чтобы человек понимал, что не останется со своей проблемой один на один. Что ему помогут с работодателем, что, если это необходимо, будет программа переобучения и т.д.», — объясняет замруководителя ДТСЗН.

«Главное, чтобы у человека была мотивации как можно раньше начать реабилитацию, не только медицинскую, но и психологическую и бытовую. В рамках таких проектов мы будем рады предложениям НКО, для нас это важно», — подчеркивает Алексей Володин.

Второй, относительно новый, проект департамента связан с системой ранней помощи. Она и раньше существовала в Москве, а сейчас, как сообщил Володин, проходит реинженеринг.

«В одном из округов Москвы мы выстраиваем отношения с медиками таким образом, чтобы узнавать о семье, которая нуждается в поддержке, еще на стадии женской консультации и роддома», — сообщил Володин.

С семьями, которые только узнали, что у них будет ребенок с особенностями, начали работать в конце 2020-го — начале 2021 года. «Мы видим большую потребность в этом проекте. Родители не знают, какие технические средства реабилитации нужны, как правильно организовать уход, наладить питание, а мы готовы им своевременно помочь», — говорит Володин.

Просветительская работа и интеграция людей с инвалидностью

«Если будут проекты о важности интеграции людей с инвалидностью, нам это тоже будет интересно, — заверил Володин. — Мы надеемся, что от НКО будут проекты междисциплинарного волонтерства, проекта оказания психологической и юридической помощи».

Сейчас у министерства труда и социальной защиты много инициатив, касающихся обеспечения техническими средствами реабилитации. «Электронные сертификаты — надо будет для жителей Москвы объяснять, как все это действует, и мы будем рады, если к этой работе тоже присоединятся НКО», — подчеркивает Алексей Володин.

Трудоустройство людей с инвалидностью

Среди важнейших, с точки зрения организаторов конкурса «Москва — добрый город», тем — трудоустройство людей с инвалидностью.

«Это огромная поляна, которая может быть поляной НКО. Некоторые их проекты гораздо эффективнее, чем та общая помощь, которую мы как государство оказываем. И я тоже, безусловно, буду такие проекты на конкурс ждать», — говорит Александра Александрова.

Мнение экспертов конкурса

Один из главных критериев оценки – актуальность и востребованность проекта.

«Проект сочтут актуальным, если заявитель укажет конкретную группу, которая изменит свой уровень жизни и возможности. Не решение всемирных проблем, и не проведение пары мероприятий. Если будет фокусированное описание актуальности, у проекта самые высокие шансы пройти по этому критерию», – объясняет Александр Спивак, эксперт конкурса.

Не менее важно проработать раздел «результативность». НКО описывают количественные результаты, но забывают написать, как проект повлиял на жизнь целевой группы. Должна прослеживаться логика: проблема и результат.

Другие советы – не глобализировать цели, вести соцсети и сайт. Если НКО небольшая, эксперты могут о ней практически ничего не знать. Соцсети в этом случае играют важную роль в формировании образа организации.

«Обидно, когда видишь хорошую организацию и интересный проект, но в заявке плохо описан профессионализм команды. Многим НКО кажется, что их и так знают, но иногда это не так. Кто директор, есть ли у них опыт? Важно показать, что в организации есть специалисты, которые реализуют этот проект», – говорит Кира Смирнова, эксперт конкурса.

Эксперты советуют перед отправкой показывать заявку партнерам: они могут объяснить, какие неочевидные моменты в ней остались, что надо прояснить.

Организаторы конкурса предупреждают: мало шансов у проектов, главная цель которых – это проведение каких-то событий. Город ждет проекты системной помощи и методики, которые можно тиражировать, а не разовые акции, как бы хороши они ни были.

О конкурсе

Ежегодно на конкурс грантов «Москва – добрый город» подают несколько сотен заявок. За два года НКО подали около тысячи заявок на участие, поддержку получили более 250 проектов.

Только за первый день приема заявок участниками конкура в 2021 году стали шесть НКО.

В этом году НКО-участников ждут нововведения: увеличен минимальный размер грантов, сняли ограничения по зарплате, вклад в проект теперь возможен любыми ресурсами, а не только деньгами.

Организаторы обновили список методических рекомендаций и обещают улучшить горячую линию. А также изменился сайт, форма заявок и IT-система.

Направления сохранили, любой проект можно писать в одно из них. Целевых групп проекта всего 13, НКО может выбрать любую. Важно сформулировать свой проект так, чтобы НКО попадала в специфику конкурса «Москва – добрый город».

«Мы услышали потребности участников и сделали этот конкурс доступнее. Но мы также просим НКО услышать наш запрос, какие проекты нужны», – заключает Вероника Богданова, начальник управления в сфере благополучия и долголетия в департаменте.

Прием заявок закончится 19 октября. Дальше – формальная оценка и обсуждение экспертов. Результаты станут известны 30 ноября.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике