Доклад подготовил медиапроект «ОВД-Инфо» (внесен Минюстом в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента).
По данным ОВД-Инфо, с декабря 2020 года в реестры иностранных агентов включили 127 человек и организаций, всего на данный момент в реестрах 175 пунктов.
За первую половину 2021 года НКО, внесенным в реестр НКО-иноагентов, и их руководителям назначили штрафы на общую сумму 8,5 млн рублей по закону об иностранных агентах. СМИ за нарушение маркировки иноагентов составили 843 протокола.
В докладе исследуют правоприменительную практику законодательства об иноагентах, варианты его изменения или отмены.
«В докладе мы фокусируемся именно на выявлении и анализе дискриминационных аспектов самого законодательства и правоприменительной практики.
Мы надеемся, что перевод диалога между властью и обществом в русло правового анализа позволит найти решение, которое одновременно будет устраивать обе стороны и будет соответствовать нормам Конституции России и международного права», — говорится в введении к докладу.
Формальные требования и ограничения
В докладе объясняют, какие бывают реестры иноагентов и как людям и организациям присваивают этот статус.
Несколько глав доклада посвящены формальным требованиям и ограничениям для тех, кого внесли в реестр иноагентов. В докладе собрали заявления депутатов и чиновников, которые уверяют, что законы об иноагентах не вносят ограничений или запретов.
«Несмотря на заявления, деятельность «иностранных агентов» существенно ограничена в различных сферах на законодательном уровне», — считают авторы доклада.
В частности, в докладе напоминают, что признанные иноагентами не могут участвовать в избирательных кампаниях и референдумах. НКО-иноагенты не могут выдвигать своих кандидатов в составы общественных наблюдательных комиссий (ОНК). То же самое правило действует при выдвижении в некоторые местные Общественные палаты и Общественные советы.
По словам авторов доклада, статус иностранного агента препятствует государственному финансированию. Например, в требованиях в некоторых конкурсах указывают, что организация не должна быть включена в реестр иноагентов.
Неформальный ярлык
Согласно тексту доклада, помимо формальных ограничений на иноагентов влияют «неформальные последствия ярлыка».
«Основанием тому служит негативное отношение к термину «иностранный агент», которое закладывают, с одной стороны, чиновники в своих формальных заявлениях и закулисных решениях, а с другой — историческое самосознание общества», — пишут в докладе.
«Это выражение имеет для населения исключительно негативную окраску (несмотря на все разъяснения Конституционного суда о том, что в сегодняшних реалиях словосочетание утратило отрицательный контекст советского периода). Об отрицательных ассоциациях с выражением заявляют почти 60%», — цитируют исследователи «Левада-центра» (внесен в реестр иноагентов).
Ассоциации — «шпион иностранных разведок», «цээрушник», «предатель», «враг России».
Фото: engin akyurt / Unsplash
Выводы
«Мы выявили целый ряд дискриминационных норм, противоречащих как российскому законодательству, так и международному праву. Важно понимать, что дискриминация — это не субъективное понятие, а правовой термин, четко определенный как неравное обращение без объективного или разумного оправдания, законной цели, необходимости и соразмерности», — говорят авторы доклада.
Авторы выделили несколько крупных категорий дискриминационных норм для иностранных агентов:
- прямые запреты на определенную деятельность;
- ограничения доступа к государственному финансированию и иным формам господдержки;
- ограничения взаимодействия «иностранных агентов» и государственных служащих и бюджетных организаций;
- усиленный контроль со стороны государственных ведомств;
- увеличение расходов, связанных с дополнительной отчетностью, судебными издержками и оплатой штрафов;
- ограничение распространения информации «иностранных агентов»;
- неформальные препятствия профессиональной деятельности;
- сбор персональных данных доноров и участников мероприятий.