В Екатеринбурге Лаборатория социальных инноваций начала проект по обучению английскому языку молодежи с аутизмом (РАС): организованы системные онлайн-занятия в тестовых группах, объединяющие учеников в возрасте от 12 до 20 лет.
Причиной создания экспериментального проекта «РАСговорчики. Дружелюбный английский» стало то, что коррекционные программы, по которым обучаются подростки с РАС, чаще всего не подразумевают обучения иностранному языку.
Воспользоваться образовательными программами в интернете дети с РАС не могут, потому что контент большинства курсов не адаптирован под их особенности восприятия. Что касается платных языковых центров, то далеко не каждый из них готов принять особенного ученика из-за необходимости индивидуального подхода и отсутствия подходящей методики.
В результате подростки и молодые люди с РАС лишены возможности общаться с ровесниками из других стран, получать информацию с англоязычных ресурсов, участвовать в образовательных и коммуникационных программах. Незнание английского языка лишает учеников определенного спектра профессиональных возможностей. Учитывая усидчивость и скрупулезность людей с РАС, они могли бы стать письменными переводчиками, работать с техническими текстами или выполнять ряд задач в области IT.
«Диссонанс состоит в том, что наши подопечные имеют все данные для обучения – отличную память, скрупулезность и своеобразное образное мышление, но не имеют возможности осваивать новый язык на базе школы. При этом второй язык мог бы стать для них пропуском в новую жизнь – развить коммуникационные способности, сформировать новые социальные связи и стать основой для будущего трудоустройства», — рассказала АСИ Татьяна Хижнякова, директор Лаборатории социальных инноваций.
Первые эксперименты по преподаванию языка были проведены в рамках онлайн-проекта «Новый формат», ориентированного на поддержку молодых людей с РАС в период изоляции. Участники показали отличные результаты как с учебной, так и с коммуникационной точки зрения.
На сегодняшний день онлайн-занятия ведутся как в группах, так и в индивидуальном формате. Для молодых взрослых работает английский разговорный клуб, где обсуждаются актуальные темы – дружба, хобби, отношения, а также происходит знакомство с культурой и традициями англоязычных стран. Занятия построены с учетом рекомендаций психологов, поведенческих аналитиков, а также родителей учеников. Руководитель программы Вера Асамоа имеет опыт не только обучения иностранным языкам, но и преподавания русского как иностранного.
Педагоги планируют систематизировать полученный опыт и опубликовать на youtube-канале видеоуроки по английскому языку, которыми смогут воспользоваться ученики с РАС, а также преподаватели, желающие овладеть принципами обучения иностранному языку учеников с ментальными особенностями. Организаторы проекта «РАСговорчики» намерены создать подобные курсы по испанскому, немецкому и французскому языкам.