Накануне Госдума приняла в первом чтении законопроект об организации местного самоуправления в РФ.
Документ предлагает ввести одноуровневую систему организации самоуправления на местах, установить полномочия муниципалитетов, а также усилить ответственность глав муниципальных образований.
Постоянная Комиссия по развитию институтов гражданского общества Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рассмотрела проект и предложила ряд доработок. О некоторых из них в беседе с корреспондентом АСИ рассказала директор фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований «ГРАНИ» Светлана Маковецкая.
Участие в принятии решений
Основная цель законопроекта, по словам эксперта, — обеспечить право гражданина участвовать в «делах государства» — на местном уровне это означает непосредственное участие в принятии решений. Ключевая новация, которую предлагает для этого законопроект, — изменить территориальную организацию местного самоуправления.
В текущем виде эта инициатива генерирует довольно серьезные риски, утверждает Светлана Маковецкая.
«Изменение территориальной нарезки местного самоуправления может сыграть злую шутку для участия граждан в решении тех вопросов, которые требуют учета именно местной специфики, — говорит Маковецкая. — Небольшие вопросы, которые волнуют жителей местного поселения — например, что они думают об изменении русла реки, — могут утонуть в общей муниципальной повестке дня».
Риски должны быть компенсированы гарантией — даже если произойдет укрупнение муниципалитета, мнение жителей конкретных небольших поселений должно быть учтено, а сами они имели бы возможность участвовать в принятии решений.
Доступ к муниципальным услугам
Еще один риск, который влечет изменение конфигурации муниципалитетов, — возможный отрыв жителей сел и небольших поселений от места предоставления услуг и мест принятия решений. Например — на данный момент в селе работает местная администрация с полным набором муниципальных услуг населению. Но при изменении муниципалитета не факт, что в селе останется место, где гражданин по-прежнему сможет получить все эти услуги. Есть вероятность, что останется лишь небольшая их часть, а значительная переедет в район.
«Этот риск также необходимо компенсировать. Например, дать гарантии, что в местном доступе останется тот же самый комплект муниципальных услуг. Альтернативный вариант — обеспечение выездного МФЦ», — говорит эксперт.
Организация участия
То, как будет реализовано участие в принятии решений, — тоже немаловажный момент. Сход местных жителей должен иметь право вето в случае несогласия с чем-либо. В том числе местные жители должны иметь право не согласиться с тем, как именно укрупняется их муниципалитет до уровня муниципального района.
Кроме того, комиссия обратила внимание, что нормы представительства в составе органов местного самоуправления уменьшаются. В таком случае появляется дополнительный риск, что голос жителей сел и маленьких городов может быть не услышан — просто потому, что у них не окажется ни одного представителя.
«Необходимо заложить возможность квоты, при которой маленькие поселения смогут иметь хотя бы одного-двух представителей в составе органов местного самоуправления — только так можно будет предложить ту повестку, которая интересует местных жителей и отстаивать их интересы», — заявляет Маковецкая.
Еще одно предложение комиссии — больше возможностей инициировать опросы и другие формы участия, касающиеся интересов местных жителей. Важно, чтобы собрания граждан происходили не только по инициативе населения, но инициировались старостами и депутатами, избранными от данной территории.