Премьера фильма «Третья жизнь Марины Клещевой» режиссера Елены Демидовой должна была состояться 2 апреля на Международном фестивале документального авторского кино «Артдокфест».
31 марта, в день открытия фестиваля в Москве, его сорвали — за полчаса до начала показа зрителей эвакуировали из кинотеатра «Октябрь» из-за сообщений о минировании. После этого на улице неизвестный облил краской организатора фестиваля режиссера Виталия Манского. Дирекция фестиваля решила приостановить его проведение в России.
Корреспондент АСИ посмотрел фильм «Третья жизнь Марины Клещевой» онлайн.
История Марины
Сейчас Марина Клещева — актриса Театра.doc и кино. На ее странице в «Кинопоиске» написано: играла бомжиху в сериале «Я не шучу», женщину, ругающую немцев, в фильме «Блокадный дневник», врача в фильме Кирилла Серебренникова «Лето», завхоза в его же картине «Ученик», сердобольную в фильме режиссера Сергея Лозницы «Кроткая».
В начале фильма Марина смеется: мечтает сыграть Дюймовочку, а играет бабушек, бомжей и соседок. Но ей все равно нравится среди людей и кино.
Летом 2021 года режиссер Елена Демидова запустила краудфандинговый сбор на монтаж и постпродакшен фильма, который снимала четыре года. Там мы узнаем, что картина действительно о третьей жизни Марины Клещевой.
Первая ее жизнь закончилась в 20 лет: Марина попала в тюрьму. Потом еще раз. Вторая — тюремная — жизнь могла бы затянуться, и истории бы не случилось. Но в Шаховскую колонию Орловской области пришли правозащитники и психологи, люди, которые стали ставить спектакли с заключенными. Это был Театр.doc.
Марина освободилась досрочно, но на воле ее не сразу ждала сцена. Сначала — работа на рынке и околокриминальная обстановка, в которой тюрьма была еще близко, мелкий бизнес и родной Серпухов.
Но театр вернулся: в 2015 году директор Театра.doc, драматург и режиссер Елена Гремина пригласила Марину сыграть свидетельский спектакль о своей жизни.
И начинается фильм. Мы видим Марину с гитарой — она поет и играет на сцене, на лавочке в «Музеоне», в квартире, увешанной коврами. Поет чужие песни и те, которая сочинила сама.
Портрет Марины
В фильме мы идем за Мариной по ее жизненной дороге. Мы видим, как она ходит на свидание к любимому в тюрьму, как просит единственного сына знать меру, ищет работу, пробуется на кастингах, купается в проруби, выходит на перекуры.
Мы видим живого человека, который жалуется на давление и плачет на похоронах худрука Театра.doc Михаила Угарова (позже — на похоронах Елены Греминой), ест овсянку, потому что поставили диабет, ругается. Мы видим, как этот человек становится актрисой и общественным деятелем, меняется внешне и внутренне. Выходит на пикеты, выступает на конференциях о правах в тюрьмах.
«Мое первое знакомство с правозащитниками состоялось в колонии, где я отбывала наказание. И вот открывается дверь однажды. На пороге стоит красивая женщина с вьющимися волосами, а сзади нее представитель администрации, ну охранник какой-то. Ну чтобы лишнего ничего мы ей не рассказали. И чтоб не выяснила о пытках, о насилии.
И она так, чтоб он не слышал, скривила рот и меня спрашивает. Били? Ну я почему-то точно так же кривлю рот и отвечаю: меня нет, но сижу без колготок и показываю ей глазами. Колготки мне так и не выдали, но после меня кто сидел, слышу, уже с колготками», — рассказывает Марина.
С тех пор Марина сама помогает тем, кто вышел на свободу. Поставила в Театре.doc спектакль про тюремную любовь «Для танго двое не нужны», придумала новую пьесу о женщинах, которых осудили на большие сроки, поставила читку пьесы Аллы Тереховой «Моя война».
Мы видим, как она играет в спектакле Греминой. Держит клубок и говорит: как моя жизнь, запутанный. Некоторые диалоги тонут в многослойном звуке — звучат музыка, мегафон, церковные колокола — и кажется, что мы провели все эти четыре года вместе.
Жизнь действительно запутанная, но в конце Марина говорит: главное, чтобы работа была. У меня все отняли, ничего не осталось, только радоваться.
И мы видим — она радостна на сцене.
Если вы думаете, что после тюрьмы нет жизни или что после сорока жизнь заканчивается, посмотрите фильм о Марине.