13 апреля в «Благосфере» состоялся паблик-ток «Роль благотворительности в современных условиях».
Как меняется роль благотворительности в кризис
Роль благотворительности вне зависимости от времени одинакова — это решение важных задач силами людей, которые готовы творить благо, уверена директор Архангельского центра развития социальных технологий «Гарант» Марина Михайлова. У некоторых благотворителей в кризис появляется испуг, что сейчас благотворителей станет меньше. Однако когда замечаешь, что их становится только больше, появляется эйфория, что теперь получится решить еще больше задач — это тоже иллюзорная вещь. В целом, любой кризис — это возможность к развитию, но мы по-прежнему ее не всегда эффективно используем, утверждает спикер.
По мнению генерального директора Государственного музея-заповедника «Царицыно», учредителя и председателя совета Благотворительного фонда «Искусство быть рядом» Елизаветы Фокиной, благотворительность — это институт, который является гарантом устойчивости.
«Кризис пандемии показал, что сам факт присутствия благотворительности в жизни уже является гарантом той или иной устойчивости, «оплотом нормальности» — и это уже снижает уровень неопределенности», — уверена Фокина.
Как меняется работа фондов
В кризисные времена наш фонд, занимающийся системной помощью, активно включился в прямую помощь, рассказывает Марина Михайлова. Выстроенная система управления и запас устойчивости позволили сделать это быстро, безболезненно и дать время адаптироваться тем, у кого адресная помощь — прямая функция.
«Роль системообразующей организации в кризис — выстроить систему помощи в новых условиях, настроить новые каналы и помочь остальным перестроить свою деятельность. Но так важно вовремя остановиться и перестать «подставлять тазик под текущую воду», чтобы снова начать латать крышу», — говорит Марина Михайлова.
Директор по развитию Фонда борьбы с инсультом «ОРБИ» Екатерина Милова уверена, что в кризис происходит смещение помощи на острую повестку и затеняются другие темы. По словам эксперта, фонд «ОРБИ» всегда сознательно уходил от адресной помощи, однако сейчас такая необходимость возникает, например, запуск психологической помощи. При этом фонд не останавливает работу системных программ профилактики.
Осознанная солидарность
По мнению Марины Михайловой, кризис ударяет абсолютно по всем, но по-разному и в разные моменты. Сильные организации страдают, потому что вложили много сил наперед в стратегические планы. Маленькие страдают, потому что у них нет запаса прочности. Лучше всех в кризис себя чувствуют инициативные группы: для них кризис — это поле для развития.
«Мы видим в кризис всплеск готовности людей помогать друг другу и объединяться. Вопрос — насколько это осознанно? В такие моменты важна расширенная инфраструктура — кто-то должен объединять остальных», — говорит Михайлова.
«В пандемию много хороших слов звучало про волонтеров, которые «все вытащили на своих плечах». Но чтобы они все это слаженно и эффективно сделали, не меньше усилий приложили те, кто их организовал в верном направлении. Именно от инфраструктурных усилий зависит, перейдет ли энтузиазм в осознанное состояние».
Первостепенные задачи
По мнению Елизаветы Фоминой, некоммерческому сектору не повредило бы включить режим прогнозирования, даже в условиях текущей неопределенности.
Прогноз — важная составляющая конструирования реальности, которую хочется видеть в будущем, — это поможет сохранить систему и двигаться дальше.
В условиях возросшей необходимости адресной помощи все равно надо стремиться сохранить свои системные программы и направления, уверена Марина Михайлова. Кроме того, в кризис важно объединяться друг с другом для поиска новых системных решений.
Запись трансляции доступна по ссылке.