В центре помощи «Взрослые дети» начался курс обучения по проекту «Комплексная помощь естественному процессу взросления подростка с инвалидностью», поддержанному Фондом президентских грантов. Занятия включают в себя три дисциплины: кулинария, уборка помещения, уход за собой и одеждой. Три раза в неделю четыре группы подростков от 14 лет и молодых людей до 25 лет выполняют практические задания вместе с коррекционными педагогами.
«Для людей с ограниченными возможностями здоровья большая проблема — обрести самостоятельность», – рассказала АСИ Мария Андрюхина, руководитель автономной некоммерческой организации «Центр помощи и социальной адаптации «Взрослые дети» .
«Воспитывая особого ребенка, родители привыкают его опекать, а дети воспринимают родителей как людей, которые все сделают за них. Поэтому мы работаем со всей семьей. Например, заметили, что подростки боятся ножа и электроплиты, даже выключенной. Родные научили, что это опасно, можно себе навредить. Но, чтобы стать самостоятельным в быту, нужно избавляться от этого страха не только детям, но и родителям. Нож сам по себе не режет, и психологи объясняют это матерям, показывая видео, где их ребенок на курсах ловко орудует ножом, зная правила обращения с холодным оружием, понимая, для чего он это делает».
Занятия проходят на «тренировочной квартире» центра помощи «Взрослые дети». Благодаря средствам гранта удалось оборудовать ее современной техникой – электроплитой, мультиваркой, пылесосом с мешком для сбора пыли. Многие из 40 молодых людей, занимающихся на курсах, уже учились владеть этими предметами.
«Часть подростков приходила на наши занятия, которые велись и до гранта, – объяснила Андрюхина. – Но это были именно отдельные занятия, со свободным посещением. Мы хотим показать детям и родителям, насколько важно для формирования навыков именно длительное обучение на постоянной основе. У каждого свой уровень, мы прописываем его успехи в индивидуальной карте, даем домашние задания, ставим задачи. Необходимо постоянное повторение, чтобы подросток запомнил, повторил, причем лучше в разных условиях: на занятиях, дома, у бабушки. Мы хотим, чтобы подростки с ментальными нарушениями не просто получили навык, но смогли реализовать его в жизни – именно поэтому нужен длительный процесс обучения не только детей, но и родителей».
Курс только начался, но родители уже отмечают неожиданный «побочный эффект». Склонные к полноте подростки с ментальными нарушениями, часто избирательные в еде, с удовольствием теперь употребляют более здоровую пищу – супы и каши, которые приготовили сами. Все эти «эффекты», по словам Андрюхиной, станут основой для разработки следующих курсов, которые будут работать и после того, как закончится грант.