Как отмечает Анастасия Ложкина, количество корпоративных пожертвований постепенно уменьшалось с 2019 года. Сейчас это стало особенно заметно, но это не значит, что бизнес не готов поддерживать некоммерческий сектор.
По ее словам, все чаще бизнес хочет видеть в НКО партнера. А значит, не просто переводить средства на работу, а получать что-то взамен.
Рассказать о себе
Во время общения с потенциальным корпоративным донором НКО должна объяснить, какую социальную проблему она решает. При этом важно показать, что проблема реально существует: представить исследования, статистику или результаты мониторинга.
Проблема, с которой работает НКО, должна «зацепить» партнера: например, можно показать, как тесно она связана с клиентами компании. Но сложные темы надо подавать осторожно.
«Один руководитель КСО-отдела крупной компании ушел с позиции и сказал мне: «Я не могу шесть лет слушать про детские болезни, потому что я все переношу на своего ребенка и мне страшно». Помните: на той стороне сидит человек», – подчеркивает Ложкина.
Сложности надо не просто «подсветить»: нужно показать, какое у НКО есть решение. Не обязательно, чтобы это был план по решению глобальной проблемы, достаточно продвижения в одном из ее аспектов.
Осознать риски
Сейчас для бизнес-партнеров особенно актуален пункт «риски»: его НКО надо прописывать досконально. Риски бывают кадровые, информационные, репутационные, организационные, финансовые и технологические: лучше всего, если на каждый у организации будет план Б.
Анастасия Ложкина отмечает: сейчас многие компании планируют свою работу на срок от трех до шести месяцев, поэтому важно, чтобы вложенные средства работали здесь и сейчас, а не «вдолгую».
На этом этапе важен образ руководителя: насколько он зарекомендовал себя как качественный управленец и с кем он сотрудничал до этого. Если директору не хватает навыков управления или выстраивания бизнес-коммуникаций – самое время этим заняться.
Понять, чем можно помочь
Если НКО хочет выстроить долгие отношения с бизнесом, сейчас надо стать партнером, который поможет выжить и сохранить команду. Как отмечает Ложкина, главные «боли» компаний в последнее время – туманные перспективы, ликвидность и платежи, нарушение поставок, вероятность банкротства, но ключевое – состояние команды. Как удержать сотрудников, поддерживать мотивацию и помочь пережить глобальные изменения – вопросы, которые беспокоят многих руководителей.
НКО может предлагать разные решения, в зависимости от направления работы организации: провести встречи с психологом для сотрудников компании, пригласить команду в приют для собак, отправить на экскурсию.
«Не мы идем к бизнесу и просим деньги, а идем и предлагаем наши компетенции и услуги. Потому что мы за 30 лет развития некоммерческого сектора в России накопили компетенции, и наш главный актив – наши люди, специалисты», – объясняет Ложкина.
Вернуться к простому и следить за новостями
Ложкина уверена: сейчас бизнес на стадии выживания. Поэтому стоит говорить проще: что получит компания, если даст деньги НКО? ESG, цели устойчивого развития (ЦУР) – сейчас это отходит на второй план.
«Мы возвращаемся в 2010-2011 годы, когда мы учили бизнес системной благотворительности. Сейчас в коммуникациях должно быть про преимущества взаимодействия с третьим сектором», – говорит эксперт.
Чтобы было проще наладить общение, НКО должна говорить на бизнес-языке. Для этого нужно бывать в бизнес-сообществе, ходить на встречи с представителями коммерческих компаний, знакомиться с руководителями, искать тематические площадки.
По словам эксперта, сейчас стоит обратить внимание на компании, работающие в сферах сельского хозяйства, фармацевтики, IT и ретейла. У них до сих пор держится прибыль. Если бизнес заявляет об увольнениях – обращаться к компании не стоит.
Фото: pixabay.com
Лучше всего работают личные встречи. Можно составить список потенциальных компаний-партнеров, узнать об их руководителях и искать контакт с ними. При этом нужно быть готовым к диалогу: встретить потенциального партнера можно где угодно, от спортзала до аэропорта.
Также Ложкина советует подписаться на тематические Telegram-каналы. Подборку можно посмотреть по ссылке.
Благодарить и не обесценивать
Еще один принцип общения с бизнесом – всегда благодарить за оказанную поддержку и совместные проекты. Но бывают случаи, когда компании помогают НКО «для галочки». В этом случае Ложкина советует все равно написать благодарственное письмо, не стесняться указать в нем сумму пожертвования и что на эти деньги удалось сделать.
«Никогда не забывайте про ценность организации и вашего труда. Мы не должны становиться ивент-агентствами. Когда вы идете к бизнесу, то не надо идти с мольбой «Подайте, пожалуйста». Вы идете как партнер», – отмечает эксперт.
Также у НКО есть человеческий актив – подопечные, волонтеры, сторонники – все те, кто могут стать клиентами бизнеса. Можно прописать правила: от какой суммы пожертвования информацию о компании-партнере опубликуют в соцсетях, от какой – в рассылке и т.д. Но нужно объяснить, почему НКО запрашивает именно такую сумму: как тяжело привлекаются волонтеры, как долго продумывается программа, сколько времени вкладывают в создание контент-плана.
Встречи медиаклуба проводятся при поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «НКО-координаты».
Медиацентр «АСИ-Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия в сфере коммуникаций с участием профессионалов для НКО, сообществ, граждан.