С 8 июля в арт-пространстве «Cube.Moscow» в Москве можно посетить «Нефиолетовую выставку» о проблеме домашнего насилия. Название выставки — игра слов: в англоязычной культуре слова violet (фиолетовый) и violence (насилие) созвучны.
В русском языке этот цвет напротив ассоциируется с равнодушием — «мне всё фиолетово». Но синяки, оставшиеся от домашнего насилия, все равно как правило фиолетового цвета, рассказывает куратор выставки Елена Крылова.
Тяжелая по теме выставка начинается со стеклянного пространства, в котором расположили работы художницы и московского архитектора Юлии Наполовой. В комнате большой стеллаж с фиолетовыми фиалками. В цветах есть смысл, рассказывает Крылова: в Древней Греции фиалками декорировали могилы девушек, погибших раньше положенного срока от насилия.
Другая работа — серия зеркал, в которой показывают, как начинается абьюз и насилие. Она называется «Страх разрушает». Отражение в этих зеркалах постепенно, из разбитой точки разрушается и исчезает. Так объясняют, как из мелочи пострадавшая от насилия теряет себя.
На эту же тему рисовала активистка и современная художница Юлия Цветкова (внесена Минюстом в реестр иноагентов). Серию ее рисунков расположили во всю стену, как рекламный стенд.
На рисунках — разбитое отражение, дыры на теле, тени, надписи «Абьюз — это не норма». Есть там и комикс, в котором девушка буквально тащит партнера на плечах — это груз насилия. Ее окружают избитые фразы о том, что виновата она сама.
Главная работа на этой стене — портрет девушки с подписью «Никому не должна».
Потом экспозиция поворачивается, на стене узкого коридора прикреплен поручень, с которого свисают женские волосы — косы и хвосты. Это инсталляция питерского художника Макса Отто.
В первый раз ее показывали в метро — косы висели на настоящих поручнях. Это работа о метафорической простоте насилия. В школе мальчики дергают девочек за косички, это кажется невинным признаком того, что появилась симпатия. Но в будущем некоторые мальчики не прекращают это делать.
Коридор ведет в самую страшную комнату выставки. В ней — свидетельства четырнадцати женщин, столкнувшихся с домашним насилием. Стена справа увешана портретами и выдержками из книги челюстно-лицевого хирурга из Хакасии Руслана Меллина. Женщины на портретах с увечьями лица, это его пациентки. Руслан с детства любил рисовать, но позже выбрал хирургию. С тех пор к нему стали приходить женщины, которых били. Не в силах вытерпеть это, он стал рисовать и записывать их истории. В этом году вышла его книга «Больная реальность».
«Он вел себя как любящий партнер, всегда держал за руку девушку, гладил по волосам в ожидании приема…<…> Настораживало, правда, что она отстранялась каждый раз, когда он обнимал ее — ей это явно не нравилось. Так что, думаю, он не любовь показывал, а свою власть над ней», — сказано на стене рядом с портретом.
Это история пациентки, которую муж избивал полгода, а она боялась уйти, потому что ее пугали связями и физической расправой.
Другая пациентка Руслана не знала своих родственников, все детство провела в детдоме. Потом попала в тюрьму за воровство, но когда вышла, решила измениться. Устроилась на работу сиделкой для матери одинокого мужчины. Но как-то раз он пришел с работы пьяный, взял топор и безо всяких причин стал наносить ей удары по лицу.
Истории этих женщин совершенно разные: кто-то из обеспеченной семьи, кто-то не имел дома, но всех их объединило насилие со стороны мужчин.
Следующий проект показывали на улицах Владикавказа. Это фотоработы Алисы Гокоевой: женщины с закрытыми платками лицами рассказывают свои истории насилия. И не всегда с счастливым концом.
Фото: Евгения Федорова / АСИ
«Однажды он сказал, что если заподозрит меня в измене, то разденет и отдаст своим друзьям поразвлекаться, а после выкинет меня на улицу, чтобы все видели, какая я грязная», — рассказывает одна из героинь. Вскоре в этих отношениях ее стали избивать. Но она оказалась одной из немногих, кто смог вырваться из насилия.
В последнем зале проект фотографа Аксаны Лисовской об Ольге Симоновой, героине документального фильма «Почему женщины убивают», создателе и авторе социального проекта «Как дальше». Ольга отсидела пять лет в тюрьме за убийство человека, совершавшего над ней насилие.
Она не сдалась и решила помогать другим женщинам, оказавшимся в похожем положении. У нее семья и яркая жизнь — на открытие выставки она не смогла прийти, потому что взбирается на гору Казбек.
Выставка проходит при поддержке национального центра для женщин, пострадавших от домашнего насилия, «Анна» (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов), Консорциума женских неправительственных объединений, инициативы «Каждая третья». Посетить ее можно с 8 июля по 4 августа 2022 года.