22 июля в Общественной палате РФ открылась конференция «Конкуренция на равных», посвященная реализации 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Ее организовала Комиссия ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО. Первая часть конференции состоялась 7 июля.
Цель второго этапа конференции — выявить барьеры по оказанию социальных услуг негосударственными поставщиками и подготовить предложения, как их можно снизить. В программе конференции «Конкуренция на равных», рассказывает Елена Тополева, председатель комиссии ОП РФ, две пленарные сессии и круглые столы, посвященные разным направлениям социальных услуг.
На открывающей пленарной сессии директор научно-образовательного центра «Общественно-государственное взаимодействие, некоммерческий сектор и социальное предпринимательство» РАНХиГС Оксана Коротеева представила доклад о состоянии и проблемах участия негосударственных поставщиков в системе государственного соцзаказа.
Доклад подготовили на основе данных, полученных от региональных общественных палат, опроса получателей услуг и участников апробации закона о соцзаказе. В докладе несколько разделов: о практиках работы координационных площадок, об участии негосударственных поставщиков услуг и о барьерах к их оказанию.
Площадки для диалога
По результатам доклада, переговорные площадки в пилотных регионах работают на базе общественных палат, региональных отделений Общероссийской общественной организации «Опора России», региональных ресурсных центров НКО и общественных советов при профильных региональных органах исполнительной власти.
По словам Коротеевой, в ходе анализа выделили несколько практик, которыми можно делиться с другими регионами не только в части соцзаказа, но и в части пилотирования.
Например, в Калининградской области для участников закона о соцзаказе разработали специальный сайт, в Псковской области — провели информационную работу с заинтересованными людьми и организациями, в Новосибирской области — создали экспертную группу, которая проводит регулярные рассылки и семинары для исполнителей услуг.
Первые результаты работы
По оценкам работы координационных площадок выделили несколько системных результатов апробации закона. Так, поставщики услуг из Ханты-Мансийского автономного округа — Югры отметили, что приобрели новые навыки в работе с государством и стали чувствовать стабильность в условиях экономических изменений. Участие в апробации дало им возможность расширять штат и привлекать узких специалистов.
В 2021 году конкурентный отбор поставщиков проводили только в шести субъектах РФ, в 2022 году — уже в 14. Негосударственным организациям передают услуги по социальному обслуживанию на дому, соцобслуживанию в полустационарной форме, присмотру и уходу за детьми, спортивной подготовке и профессиональному обучению.
Мнение получателей услуг
По словам Коротеевой, они приняли к анализу три тысячи анкет от получателей услуг. В большинстве (82%) это женщины старшего возраста (77,5% — 65 лет и старше).
По результатам этого анализа, почти половина опрошенных (43,9%) получали социальные услуги у НКО. 2306 респондентов отметили, что услуги стали лучше, чем в прошлом, для 524 ничего не изменилось, 7 человек заявили, что стало хуже.
Как отмечает Коротеева, негативные оценки качества обслуживания в основном поступали из Красноярского края. Там были претензии и к государственным, и к негосударственным поставщикам. Например, получатели услуг государственных поставщиков отмечали отсутствие некоторых желаемых услуг, повышенные цены, малое количество посещений. Негосударственных — недоверие к поставщику, несоблюдение графика посещений, отсутствие квалификации.
Барьеры для негосударственных поставщиков
Исследование показало и проблемы, возникшие при реализации закона о соцзаказе. Во-первых, мешает неготовность органов власти работать с некоммерческими организациями. Потенциальных поставщиков соцуслуг системно не поддерживают, представители власти не всегда приходят на площадки для диалога. Также в исследовании заметили, что власть не хочет работать с маленькими организациями: доходит до предложений установить дополнительные критерии для отбора, чтобы достичь качественного, а не количественного показателя среди негосударственных поставщиков.
Не всегда готовы к реализации закона граждане и сами НКО. Отмечают и низкие тарифы, и отсутствие мотивации и достаточной квалификации, чтобы соответствовать стандартам.
Не хватает и ресурсов: у координационных площадок не всегда достаточно экспертов по закону, свободных кадров и средств для подготовки информационных материалов.
Как быть
В сложных условиях нужно объединять усилия и синхронизироваться, считает Юлия Жигулина, исполнительный директор фонда «Наше будущее». По ее мнению, к координационным площадкам, которые создают ОП РФ и Министерство финансов, должны стремиться и другие регионы.
В понятии социальное предприятие, которое могло бы объединить социальных предпринимателей и НКО, не хватает определения полезности и эффективности их деятельности. По ее словам, государству важно видеть полезность сектора.
Жигулина напоминает, что фонд «Наше будущее» собирает заявки в акселерационную программу для социальных предприятий, которые хотели бы стать исполнителями социального заказа. Подробнее о программе АСИ писало тут.
По мнению Елены Тополевой, эта программа как раз может помочь в преодолении сложностей с уровнем квалификации и подготовки негосударственных поставщиков.
Проект «Конкуренция на равных» реализуется на средства Фонда президентских грантов.