1 сентября вступят в силу поправки в Воздушный кодекс РФ: беспилотники, принадлежащие частным лицам и организациям, можно будет задействовать в поисково-спасательных работах. Минтранс разработал проект правил субсидирования авиационных предприятий, организаций экспериментальной авиации и частных владельцев беспилотников, которые участвуют в поисково-спасательных работах.
Те, кто согласятся поучаствовать в поиске или спасении людей с помощью своих беспилотников, смогут рассчитывать на возмещение понесенных на эти цели затрат.
Были случаи, когда беспилотники Минобороны России, группы «ЛизаАлерт» участвовали в спасении людей, но затраты им не компенсировались.
Как планируют возмещать затраты
Учредитель именной юридической компании Елена Загоруйко пояснила, что возмещение фактически понесенных затрат предполагается осуществлять по результатам отбора организаций и владельцев беспилотников на основании поданных в Росавиацию заявок.
Загоруйко подчеркнула, что «очередной этап отбора не проводится при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидий, — то есть может сложиться ситуация, когда возмещение получить не удастся».
Без специального обучения помочь в поисках сложно
В «ЛизаАлерт» подчеркнули, что без специального обучения реально помочь в поисках сложно. У непрофессионалов фото- и видеоматериалы получаются низкого качества. А если материалы некачественные, на их обработку уходит слишком много времени. Поэтому если неопытный владелец беспилотника приносит уже готовый материал, поисковики его могут не принять — просто чтобы сэкономить время.
«Мы своих волонтеров обучаем. У нас большой опыт, и обучение проходит небыстро. Более того, человек должен не только научиться правильно работать беспилотником в условиях поиска, он должен и побывать на поиске, чтобы понимать, как всё происходит», — подчеркнул руководитель направления беспилотной авиации поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Евгений Герасимов.
Герасимов также пояснил, что из тех, кто не прошел специальное обучение, могут быть полезны специалисты из области геодезии и картографии — их работа максимально близка к поисково-спасательным.
При этом эффективность беспилотников в поисково-спасательных работах реально высока. Поле с высокой травой площадью 500 на 500 м пешая группа пройдет за пять-восемь часов, беспилотник бытового уровня — за полтора-два часа, а промышленный беспилотник — за 10–15 минут.