19 октября в Высшей школе экономики (ВШЭ) прошла конференция «Роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы».
Участники XI Международной научной конференции исследователей гражданского общества — молодые исследователи, практики некоммерческого сектора и ведущие ученые, признанные эксперты в сфере исследований гражданского общества, — собрались, чтобы обсудить роль институтов самоорганизации в посткризисном развитии экономики и социальной сферы, презентовать результаты своих исследований и обменяться практическим опытом работы в регионах России и за рубежом. Организатором конференции выступил Центр исследований гражданского общества и некоммерческого НИУ ВШЭ.
Тренды развития некоммерческого сектора
Директор Тверского областного общественного учреждения Дирекции долгосрочной социальной программы «Важное дело», член Общественной палаты Тверской области Алексей Никонов уверен, что некоммерческие организации должны быть мотором, который двигает гражданское общество, так как подлинной инициативы от самих граждан очень мало. Один из способов «раскачать» гражданское общество на местах — развивать программы местных инициатив, что стимулирует самоорганизацию на локальном уровне.
Аналитик и специалист по оценке социальных проектов Смоленского центра права и социологии Светлана Воеводина считает, что некоммерческий сектор сейчас претерпевает серьезные системные изменения.
«Помимо влияния внешних факторов, сектор переживает свой собственный внутренний кризис, который пойдет всем на пользу, так как в итоге НКО найдут свое более точное место в обществе», — уверена спикер.
Воеводина выделила три тренда в некоммерческом секторе на примере Смоленской области:
Во-первых, НКО — поставщики социальных услуг все больше сближаются с коммерческими организациями и социальными предпринимателями. Они не стремятся войти в реестр поставщиков соцуслуг и редко принимают участие в конкурсах. Это может быть началом формирования нового сектора — сектора неприбыльных организаций.
Во-вторых, растет число НКО, которые создаются спонтанно с надеждой выиграть грант. У них нет штатных сотрудников, но они хорошо умеют привлекать волонтеров и сами активно вовлекаются в благотворительные акции других организаций.
Третий тренд — кооперация НКО. В области создаются консорциумы — партнерства между НКО, бизнесом и органами власти, работающие совместно на проектной основе.
«Участники консорциума объединяют ресурсы и ведут качественные коммуникации — не за столом, а работая над конкретным проектом. При этом инициатором создания объединения и главным коммуникатором выступают НКО и общественные группы. Это одна из важнейших ролей НКО, которая будет востребована после кризиса — быть коммуникатором, продвигающим проекты, привязанным к конкретным территориям», — говорит Светлана Воеводина.