Новости
Новости
27.04.2024
26.04.2024
25.04.2024
18+
Новости

«Люди с безграничными возможностями»: в Москве открылся фестиваль «Кино без барьеров»

Что кинофестиваль изменил за 20 лет в теме инвалидности в России и на какие фильмы обратить внимание в этом году, если нет возможности посмотреть все.

Фото предоставлено пресс-службой кинофестиваля

Показы фильмов о жизни людей с инвалидностью пройдут в Москве в ЦДМ с 18 по 21 ноября. На фестивале представлены документальные, художественные, анимационные работы. Затем часть фильмов покажут и в других городах страны.

Фестиваль проводит РООИ «Перспектива» каждые два года вот уже 20 лет. Организаторы отмечают, что за это время увеличилось и количество, и качество работ. В этом году на фестиваль поступило более 1300 заявок из 70 стран, включая Россию, США, Францию, Италию, Бразилию, Испанию, Турцию, Иран, Мексику и другие.

Для показа отобрано 105 лучших российских и зарубежных фильмов с непосредственным участием людей с инвалидностью.

Все фильмы доступны для людей с инвалидностью, программа сопровождается субтитрами и тифлокомментариями. В перерывах между фильмами и после кинопросмотров гости фестиваля смогут поучаствовать в мастер-классах и дискуссиях, которые проведут приглашенные режиссеры и актеры. Также запланированы развлекательные мероприятия для детей.

В день закрытия инклюзивного кинофестиваля, 21 ноября, состоится церемония награждения победителей. Она пройдет в кинотеатре «Каро 11 Октябрь».

Что изменилось за 20 лет в теме инвалидности благодаря фестивалю

Когда фестиваль только начинали, основная его цель была – менять отношение людей к теме инвалидности. Но со временем он стал важным событием не только для комьюнити людей с инвалидностью, для организаторов и партнеров, но и в целом получил известность и занял свое место в индустрии кино. Об этом рассказала Денис Роза, директор фестиваля, председатель РООИ «Перспектива», выступая на пресс-конференции 17 ноября. 

«Это праздник разнообразия. Мы показываем через кино, что люди с инвалидностью очень разные. И нам важно вдохновлять их», — отметила Роза.

Денис Роза. Фото предоставлено пресс-службой кинофестиваля

Подтвердил ее слова и Юрий Кузнецов, журналист, режиссер, член жюри фестиваля: «Нам иногда важно посмотреть друг на друга через экран, мы так спешим, а жизнь так одномоментна, что не успеваем оглянуться и посмотреть, а что вокруг нас. А вокруг нас есть люди, которые другие. И мне, как человеку с инвалидностью, тоже очень важно смотреть это кино. Оно вдохновляет меня двигаться вперед, становиться лучше».

Кузнецов рассказал, что движение «альтернативной коммуникации» (область знаний о различных средствах и методах коммуникации помимо речи. – Прим. АСИ) началось в России благодаря фестивалю «Кино без барьеров». В первый год был показан польский фильм «Как бабочка» про человека, который не мог говорить. И помогли ему, используя систему Чарльза Блисса (интернациональная семантическая языковая система, состоящая из нескольких сотен базовых графических символов и способная заменить любой естественный и искусственный язык на письме – Прим. АСИ). 

«Его все считали недоразвитым. А надо было всего лишь посмотреть на него и увидеть в нем человека. После показа этого фильма в России появилась сначала неделя «альтернативной коммуникации», затем месячник. И это стало важным для людей, которые не могут вербально выразить свое отношение к происходящему», — рассказал Кузнецов.

Организаторы также рассказали, что после фестиваля с разрешения авторов они используют некоторые фильмы дальше, показывая их на обучающих программах, работодателям.

«Мы видим целую плеяду людей с безграничными возможностями»

В этом году на фестивале представлено более 20 фильмов из России, больше, чем когда-либо. Денис Роза считает, что это отражение общей ситуации в стране, тех изменений, которые произошли в теме инклюзии. 

«Доступность, конечно, еще не везде, но если сравнивать с тем, что было 25 лет назад, то многое изменилось. И люди стали более самостоятельными, что видно и в самих фильмах из России», — отметила Роза. 

Также положительным изменением для индустрии кино в целом можно считать то, что профессия актера становится реальной для людей с инвалидностью. «Если раньше были люди, которые играли роль человека с инвалидностью, то сегодня появились фильмы, где герои сами люди с инвалидностью. И они играют потрясающе», — заметила Денис Роза.

Ребенок должен видеть разнообразие мира

На фестивале организована специальная детская программа фильмов о людях с инвалидностью. Организаторы рассказали, что к каждому фестивалю они ищут детские фильмы, но, к сожалению, их не так много по этой теме. Поэтому показывают и мультфильмы, где один из героев может быть с инвалидностью. В прошлых годах уже после фестиваля часть фильмов из детской программы показывали в инклюзивных детских садах и школах.

«Ребенок все поймет и увидит то, что он может увидеть в своем возрасте. Пятилетний свое, подросток свое. Ребенок должен видеть разнообразие мира. Невозможно исключить из палитры черный только потому, что он черный», — считает Юрий Кузнецов.

Фото предоставлено пресс-службой кинофестиваля

Какие критерии оценки фильмов

На пресс-конференции члены жюри отмечали, что если на первых фестивалях они радовались самому факту существования таких фильмов, то сейчас они уже смотрят и на художественную составляющую – как рассказана история. 

«Фильмы 2000-х годов и сегодняшние различаются языком подачи. Сегодня много всего комбинируется, мультипликация, рисунки, живая съемка – и делают это красиво, тонко. Сейчас интересно не только содержание, но и форма», — отметил Кузнецов.

Ирина Васильева, режиссер, сценарист, член жюри фестиваля, призналась, что ей несколько раз пришлось поставить самую низкую оценку, если фильм представлял собой «плакат», инструкцию, диктат «как правильно». 

«В первую очередь должен быть художественный образ. И чем больше там будет риска, тем больше там будет искусства».

На какие фильмы обратить внимание

«Художник и сила мысли», режиссер Элдер Фрага, Бразилия

Главный герой фильма — Маркос Абранчес — хореограф и танцор с редким хореоатетозом, возникшим в результате черепно-мозговой травмы. Это не болезнь, а патологическое состояние, проявляющееся в непроизвольных, прерывистых и нерегулярных движениях лица и конечностей. У Маркоса нормальный интеллект, и с его помощью он изучает художественный язык тела, будучи единственным бразильским хореографом с церебральным параличом, который предложил исследование современного танца.

«Мне важно было снять фильм, который показывал бы, как Маркос развивается, как он демонстрирует свои таланты. Я хотела показать борьбу Маркоса. И думаю, фильм достигает поставленных целей. Мы уже показали его в 10 странах на 25 фестивалях», — рассказал Элдер Фрага, который приехал вместе с Маркосом в Москву на фестиваль.

Организаторы фестиваля стараются приглашать на фестиваль не только режиссеров фильмов, но главных героев, чтобы они рассказывали о своем участии, своем опыте съемок.

«Я хотел показать миру свои танцы, показать, что нет ничего невозможного. Нам важно показать историю развития людей не с инвалидностью, но с особенностями. Мы все имеем права на борьбу за равенство», — отметил Маркос Абранчес, герой фильма.

Фото предоставлено пресс-службой кинофестиваля

На конференции он также рассказал, что создал уже несколько постановок по произведениям Достоевского.

«Тео и метаморфозы», режиссер Дамьен Одуль, Франция

В центре сюжета Тео, молодой человек с синдромом Дауна, который живет со своим отцом в мастерской в глубине леса. Вместе они делят повседневную жизнь, но однажды отцу пришлось уйти, оставив сына одного с его видениями и метаморфозами. Тео должен начать новую жизнь и больше открываться вещам и существам.

Ирина Васильева, режиссер и член жюри фестиваля отметила поразительную, даже гениальную игру актера с синдромом Дауна:

«От него невозможно оторвать глаз. Это фильм — притча, которая выходит далеко за границы тематики нашего фестиваля, потому что в этом герое я угадываю себя и любого человека, который всегда стремится к радости и свободе. Фильм очень изобретательный».

«За забором», режиссер Мария Коган-Лернер, Россия

Документальная анимация, основанная на дневнике Татьяны Внукевич-Багдасарьян, до 35 лет жившей в психоневрологическом интернате. Фильм состоит из серии новелл: «Щетка», «Лекарство», «Прогулка» и «Чай» и дает возможность зрителю заглянуть за забор ПНИ и увидеть столкновения «маленького человека» с системой.

«Меня совершенно покорила эта работа по лаконизму, минимализму и невероятному простодушию. Вся его сила заключается в закадровом голосе. Это голос человека с инвалидностью, который рассказывает про жизнь в ПНИ без акцентов, без осуждения. Это сделано так талантливо и так остроумно, так скупо и так точно», — описала фильм Васильева.

Иллюстрация предоставлена пресс-службой кинофестиваля

«Молодые гуляют, где хотят», режиссер Ольга Бейм, Польша

Молодая девушка, работающая в доме престарелых, общается с одной из апатичных пациенток. Ее начальство этого не одобряет. Это проникновенная история о необходимости взаимопонимания и связи поколений. Отличительная особенность фильма – повествование идет без слов.

Кинофестиваль «Кино без барьеров» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры Российской Федерации, Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, конкурса социальных проектов «Москва – добрый город».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике