Главная причина, почему фудшеринг пока не стал массовым, — экономическая, показывают результаты интервью. Стоимость утилизации ниже затрат на организацию фудшеринга в 2–3,5 раза. Эта разница возникает из-за необходимости уплаты входящего НДС. Компании, которые бесплатно передают продукты фудшеринг-сервисам, вынуждены платить НДС — до 20% от стоимости товара. Если продукты направляют на утилизацию, такой обязанности нет.
Кроме того, уменьшая объем пищевых отходов за счет работы с фудшеринг-сервисами, магазин не всегда экономит на утилизации. Часто ретейл вынужден оплачивать услуги регионального оператора по вывозу отходов по нормативу, а не исходя из реального объема образования отходов.
Таким образом, у компаний нет рыночного стимула для снижения отходообразования. Хотя пищевые отходы могут составлять до 40% ТКО.
Среди других причин, по которым фудшеринг сложно развивать, компании назвали:
- Операционные причины — фудшеринг требует перестройки внутренних процессов и затрат на это.
- Недостаточный уровень информированности — некоторые компании не знают об экологической пользе фудшеринга (сокращение отходов) и считают его исключительно благотворительной практикой.
Как сделать фудшеринг массовой практикой
Компании также рассказали АНО «Фудшеринг», как, по их мнению, можно сделать фудшеринг массовым:
- в законопроекте об экономике замкнутого цикла (разрабатывается министерством природных ресурсов и экологии) зафиксировать приоритет спасения продуктов через фудшеринг;
- отменить НДС на продукты, передаваемые на фудшеринг;
- вывести продукты, передаваемые на фудшеринг из-под действия ФГИС «Меркурий» (автоматизированная система для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль), поскольку эта система сильно ограничивает возможности передачи молочных, мясных и других типов продуктов;
- предоставить возможность торговым сетям оплачивать услуги по вывозу отходов исходя из их фактического объема, чтобы стимулировать бизнес к снижению отходообразования.