Сегодня 20 июля в Госдуме пройдет второе чтение поправок в закон «О психиатрической помощи», хотя накануне представители 75 российских НКО и 40 тысяч граждан обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой наложить вето на принятие этих поправок.
Руководитель Центра паллиативной помощи и учредитель Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер, которая была одним из инициаторов обращения, в своем Telegram-канале сообщила, что «в Думе сказали, что эти цифры — ничто, а закон написан в интересах пациентов».
«Мы ничего не смогли. И вчера ближе к ночи мы отправили письмо президенту официально, выгрузили в него все подписи — получилось 2 тысячи страниц. Я не знаю, что еще можно сейчас сделать. Но я знаю, что происходящее ужасно и стыдно», — написала Федермессер.
По ее словам, данные поправки «извращают все смыслы, все слова про инклюзию и пациенториентированность». В частности, представители НКО настаивали, что необходимо создать специальную, независимую от руководства психоневрологических интернатов, службу, которая будет следить за тем, как соблюдаются права пациентов. Депутаты не согласились: по словам зампреда Комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Леонова, если «за тридцать лет действия закона «О психиатрической помощи» подобную службу так и не создали, значит, она неактуальна».
Изменения, которые предлагают депутаты, «не защищают людей, а дают психоневрологическим интернатам страны и их директорам право на гегемонию, насилие и расчеловечивание», пишет Федермессер.
«Поправки, узаконивающие бесправие тех, у тех, у кого уже и так ничего не осталось — жителей интернатов и детских домов. Потому что они живут в стране, которая обещает им лучшее, но отнимает последнее — право на человеческое достоинство», — пишет Нюта Федермессер.
Изменить закон «О психиатрической помощи» предложили весной 2022 года, в январе 2023 его внесли в Госдуму. При этом закон о распределенной опеке, который защитил бы права пациентов ПНИ, за семь лет не продвинулся дальше первого чтения. В конце 2021 года эксперты просили Госдуму и правительство ускорить подготовку закона. Они обращали внимание, что сейчас единовременным заказчиком услуг, их поставщиком и контролером становится директор ПНИ, а это конфликт интересов и «прямой путь к коррупции».