Сейчас законопроект уже принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Если президент подпишет документ, то получить компенсацию можно будет только за технические средства реабилитации, купленные в 2024 году.
В статье 16 законопроекта об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2025 году отмечается следующее:
«Установить, что право на выплату компенсации <…> сохраняется в отношении технических средств реабилитации (изделий), приобретенных инвалидами и отдельными категориями граждан из числа ветеранов до 1 января 2025 года».
Инициативу уже раскритиковали представители НКО и общественных движений, которые выступают за права людей с инвалидностью. Так, Светлана Штаркова, лидер движения «Право на уход», заявила «Милосердию.ru», что отмена компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР значительно ухудшит положение людей с инвалидностью.
«Хуже было только в 2010 году, когда отменили полную компенсацию за самостоятельно приобретенные ТСР», — говорит Штаркова.
Сейчас в сети активно призывают писать обращения на имя президента с просьбой внести изменения в законопроект, чтобы сохранить право на компенсацию за самостоятельно приобретенные ТСР. Пример обращения публикуют в соцсетях.
Ранее Татьяна Борисова, руководитель проекта «Стома вместе», в разговоре с АСИ говорила: людям с инвалидностью выгоднее самостоятельно покупать ТСР и получать за него компенсацию, чем ждать положенное средство месяцами.
«По моим ощущениям, обращаться за компенсацией — оптимальный вариант. Ты сам контролируешь, сколько потратил, понимаешь, сколько компенсируют, и сам выбираешь нужное тебе средство реабилитации в магазине. Да, сумма компенсации за ТСР обычно меньше цены в магазине, но Социальный фонд России рано или поздно, если принял положительное решение по заявлению инвалида, ее выплачивает», — рассказывала АСИ Татьяна Борисова.
Ранее кабмин отмечал, что считает необходимым компенсировать приобретение людьми с инвалидностью положенных им технических средств реабилитации (ТСР) и реабилитационных услуг именно с помощью электронных сертификатов, а не денежных выплат за самостоятельно приобретенное. Причиной этому стало то, что «электронные сертификаты нужны для обеспечения адресности и прослеживаемости».