Новости
Новости
07.11.2024
06.11.2024
05.11.2024
18+
Колонки

Татьяна Борисова: «Обращаться за компенсацией за самостоятельно приобретенное ТСР готовы единицы»

Руководитель проекта «Стома вместе» – о том, как изменилась практика получения технических средств реабилитации, почему люди не готовы обращаться за компенсацией и что отвечают власти.

Фото: National Cancer Institute / Unsplash

2 октября отмечался Всемирный день стомированных пациентов. К этой дате АСИ узнало у руководителя проекта «Стома вместе» о том, с какими трудностями сейчас сталкиваются стомированные пациенты и почему вопрос обеспечения техническими средствами реабилитации (ТСР) стоит в последнее время особенно остро.

«С началом действия в октябре 2023 года приказа Минтруда № 603н и введения понятия «средневзвешенной цены» на технические средства реабилитации по федеральным округам есть плюсы и минусы. 

Что говорит закон?

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» обеспечение инвалидов ТСР осуществляется на основании рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы, и определяется Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240. Правилами установлены следующие способы обеспечения инвалидов ТСР:

— предоставление соответствующего ТСР (изделия);

— формирование электронного сертификата для приобретения ТСР (изделия) и услуги по ремонту ТСР (изделия); 

— выплата компенсации расходов за самостоятельно приобретенные инвалидом ТСР (изделие) и (или) услугу.

Согласно правилам предоставление инвалидам рекомендованных в ИПРА ТСР осуществляется уполномоченными органами через организации, отобранные в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в которые уполномоченным органом инвалидам выдаются направления на получение либо изготовление ТСР.

Плюс в том, что сумма компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации теперь фиксируется раз в год и устанавливается до 1 марта. Благодаря этому инвалидам известно перед покупкой, сколько эта сумма будет составлять при компенсации государством. Раньше все зависело от конкретного исполненного и завершенного контракта в регионе и округе. 

Минус в том, что в большинстве случаев сумма компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР (хотя и не все) стала ниже.

Приведу для примера «однокомпонентный дренируемый калоприемник с плоской пластиной». Раньше, до изменений, в Самарской области компенсация за эту систему составляла от 91 до 118 рублей – в зависимости от контракта. При этом рыночная цена в магазинах составляла примерно от 99 до 120 рублей. 

После изменений Минтруда стоимость компенсации по Приволжскому федеральному округу стала 95 рублей 71 копейка в 2024 году. То есть человек купил калоприемник за 125 рублей, сдал чеки на компенсацию в СФР, а ему выплатили 95 рублей 71 копейку. Разницу в стоимости придется закрывать за счет средств самому инвалиду. А в месяц этого ТСР положено в объеме 30 штук.

Есть и другой вариант – получить электронный сертификат вместо обращения за компенсацией. Но, по моим данным, в этом случае человеку за такое ТСР выплачивают в Самарской области 108 рублей, а это тоже не полная цена.

Самое выгодное для инвалида – получать технические средства реабилитации от Минтруда. Но и тут есть минусы. Например, бывают частые задержки в поставках. «Не заключены контракты/торги не состоялись», – это частый ответ инвалидам по всей России от специалистов СФР, когда им звонят. Если цена очень низкая за ТСР на торгах, поставщики не берутся за такие контракты, в минус работать мало кто сможет. Как итог люди ждут новых торгов и заключения контракта.

Последний год происходят изменения и по заключению контрактов. Если раньше было четкое понимание, что контракты в регионе заключает СФР на конкретные ТСР, то сейчас неизвестно. Например, в этом году на отдельные калоприемники был заключен контракт в Башкортостане: инвалидам из некоторых регионов России начали выдавать ТСР через курьеров «Почты России».

Также могут привести ТСР любого производителя, независимо от пожелания человека и его индивидуальных особенностей. А еще курьеры иногда звонят и привозят ТСР в рабочее время, когда человека нет дома.

Фото: Sigmund / Unsplash

Поэтому мы начали учить людей с инвалидностью пользоваться двумя альтернативными способами: компенсацией за самостоятельно приобретенные ТСР и электронными сертификатами. Но столкнулись с волной негатива. Мы часто слышим, что «возвращают копейки».

Что же выбирают люди с инвалидностью?

Сейчас большинство людей с инвалидностью сидят и ждут, пока государство заключит контракт с поставщиками и с ними свяжется Социальный фонд региона или курьер от поставщика. Но и это не панацея: иногда приходят не те технические средства реабилитации, которых ждут (хотят конкретную фирму и модель). Некоторые люди берут то, что выдают, а кто-то отказывается от поставки, потенциально понимая, что данное ТСР ему не подходит.

Например, у нас есть пожилая женщина. Она использует только калоприемник «Абуцел ВТ», из дома сама не выходит, детей нет, иногда обращается к нам, чтобы мы помогли обменять привезенные ТСР с участниками сообщества «Стома вместе». Два года назад мы создали группу «ВКонтакте» специально для обеспечения средствами людей, не имеющих инвалидность.

Есть проблемы и с долгим ожиданием обеспечения «по контрактам»: последний раз наши подопечные ждали положенные ТСР три месяца. Или поставка меньше, чем ожидалась: тогда им приходится экономить, докупать самим.

Большинство людей, особенно пожилые, все равно ждут поставок «по контрактам» от государства, некоторые получают их один-три раза в год. А если люди о себе не напоминают в Социальный фонд России, то ТСР могут и вовсе не приносить.

В нашем сообществе «Стома вместе» мы пытаемся донести, что в интересах самого человека научиться покупать самостоятельно ТСР и получать за него компенсацию или оформлять электронный сертификат. Но мы встречаем непонимание: «Зачем это делать, ведь государство обязано выдавать ТСР».

Во первых, среди людей с инвалидностью много пожилых. И новшества типа электронных сертификатов им непонятны. Разобраться в этом не сложно, но не у всех есть время, желание или силы заниматься этим. 

Во вторых, тут есть «пробел» в законе с зачислением финансирования на сертификаты. Не так давно обсуждали в чате поддержки «Стома вместе», что при вынесенном положительном решении СФР региона, люди ждали начисления один-три месяца.

ремонт тср

То есть человек уже приходит в магазин, хочет использовать сертификат и получить техническое средство реабилитации, а при оплате денег на сертификате нет. Приходилось во всем этом разбираться и разъяснять.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Обращаться за компенсацией за самостоятельно приобретенное ТСР вообще готовы единицы, потому что сначала нужно заплатить свои деньги. А часто ТСР (например, кресло-коляска) стоят сотни тысяч рублей, то есть надо либо брать кредит, либо откладывать долго, а потом ждать начисление компенсации и закрывать этот пробел в семейном бюджете.

Но, по моим ощущениям, обращаться за компенсацией – оптимальный вариант. Ты сам контролируешь, сколько потратил, понимаешь, сколько компенсируют и сам выбираешь нужное тебе средство реабилитации в магазине. Да, сумма компенсации за ТСР обычно меньше цены в магазине, но Социальный фонд России рано или поздно, если принял положительное решение по заявлению инвалида, ее выплачивает.

А как было бы в идеале?

Лучший вариант, если бы государство закупало ТСР самостоятельно с учетом индивидуальных потребностей каждого человека. Об этом говорят сами подопечные.

С учетом всех нюансов по каждому способу обеспечения и с экономической точки зрения было бы логично миксовать все три способа обеспечения, чтобы люди могли получать все положенные ежедневные технические средства реабилитации на 12 месяцев.

Например, стомированным людям нужны современные средства для комфортного и активного образа жизни. Так как без калоприемника для них жизни нет: нельзя выйти из дома, пойти на работу или путешествовать. Некачественные калоприемник или уроприемник может в любой момент отклеиться, что принесет еще больший дискомфорт для стомированных людей.

По федеральному законодательству один калоприемник однокомпонентный дренируемый положен на сутки. Но есть люди, которые носят один и в течение трех-четырех дней, чтобы экономить выданные средства.

Что говорят власти?

В том году 3 декабря, в Международный день инвалидов, мы ходили на прием к депутатам и попросили сделать запрос в Минтруд. Мы просили внести три предложения:

  • Пересмотреть формирование стоимости компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, приравнять ее к единой по РФ без деления на федеральные округа и приблизить к рыночным ценам.
  • Пересмотреть систему утверждения цены не раз в год до 1 марта, а минимум два раза в год, так как инфляция влияет на рыночные цены.
  • Внести обязанности органов государственной власти по контролю за регулированием цен на жизненно важные ТСР для инвалидов. 

Директор Департамента по делам инвалидов Д.В. Лигомина, если говорить кратко, ответила, что мера новая и проработка новых вопросов и предложений возможна после проведенного анализа правоприменения норм по Приказу № 603н экспертным сообществом. 

Выдержка из официального ответа Д.В. Лигоминой:

«Учитывая короткий срок с момента начала реализации предусмотренного Приказом № 603н механизма определения размера компенсации, проработку вопросов, связанных с изменением периодичности расчета размера компенсации, а также с внедрением государственной регистрации отпускных цен на ТСР и установлением единой стоимости ТСР на территории всей страны, полагаем целесообразным по результатам анализа правоприменения норм Приказа № 603н, проводимого в настоящее время Минтрудом России совместно с экспертным сообществом.

Директор Департамента по делам инвалидов Д.В. Лигомина»

Мне кажется, важно продолжать освещать эту тему и привлекать к ней внимание. Наверняка мы не единственная организация помощи инвалидам, которая с этим сталкивается. Возможно, если НКО объединятся и будут вместе продвигать тему корректного обеспечения ТСР, удастся решить проблему и с нерегулярными поставками, и с не совсем корректными суммами компенсаций.

Фото: Алиса Чемаданова / АСИ

Но это работа всего сообщества, поэтому нам важно, чтобы другие организации и сами инвалиды также сообщали о проблемах, с которыми сталкиваются в этой сфере».

Записала Марина Некрасова

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике