Инклюзивный ресурсный центр из Самары открыл запись на программу «Инклюзия и игропрактики». Программа пройдет 3–7 июля в парке «Мастрюковские озера» в Самарской области. Там будут учить создавать инклюзивную среду с помощью ролевых и настольных игр. Молодые люди с инвалидностью могут попробовать себя в роли игроков и ведущих игр.
Для участия в программе нужно заполнить форму. Проживание и питание для участников обучения бесплатны. Программа проводится при поддержке Фонда президентских грантов.
Как создать инклюзию с помощью настольных и ролевых игр
Один из преподавателей проекта, директор центра социальных услуг «Мир да лад» из Санкт-Петербурга Алексей Сухов рассказал АСИ об опыте центра по адаптации настольных игр для сообщества глухих и слабослышащих людей. Для них организация перевела правила игр на русский жестовый язык и сняла поясняющие ролики. После этого в центре решили сделать то же самое для людей с ментальными особенностями: для них правила игр переписывали самым простым языком.
Поиграть в настольные игры в центр приходили люди с инвалидностью и без. Так разные игроки оказались за одним игровым столом.
Следующим шагом центра была адаптация под участников с особенностями развития современных настольно-ролевых игр вроде «Подземелий и драконов». В таких играх нет игрового поля и каждый участник сам придумывает своего персонажа и связанный с ним сюжет под руководством мастера игры. В такой игре каждому участнику нужно много говорить, рассказывая другим свою историю. Участники с различными видами инвалидности, имевшие опыт игры в обычные настольные игры, с этим успешно справлялись.
«Общение между участниками происходило через переводчика с русского жестового языка. Но любопытно, что через небольшое время слышащие участники начинали понимать неслышащих без перевода», — вспоминает Алексей Сухов.
Спустя некоторое время неслышащие участники стали распространять игры среди своих друзей и попросили подготовить их на роль мастеров игры. Как заметил Алексей Сухов, совместные игры, в которых участвовали подростки и взрослые без инвалидности, слабослышащие игроки и люди с интеллектуальными нарушениями и ДЦП, привели к возникновению инклюзивной среды.
«У нас был любопытный случай, когда человек с инвалидностью устроился на работу после того, как поиграл в настольные игры вместе с работодателем, — вспоминает Алексей Сухов. — Такой совершенно незапланированный побочный эффект: люди поиграли вместе, получили опыт взаимодействия, и человек с инвалидностью перестал казаться страшным».